МОСКВА, 1 июл - РИА Новости. Венгерский киноклассик Бела Тарр, чья ретроспектива проходит в рамках Московского международного кинофестиваля, подтвердил, что "Туринская лошадь", получившая "Серебряного медведя" на последней Берлинале, станет его последней картиной.
"Я занимаюсь этим 34 года. Я начал, когда мне было 22. Я сделал многое, и теперь у меня такое ощущение, что работа готова, все закончено и даже упаковано. По сути, кинорежиссер - отличная буржуазная работа, и я мог бы снять еще десяток фильмов. Но так работать я не хочу. В своей работе я постоянно что-то искал или с чем-то боролся, а если я просто стану снимать фильмы, это будут простые повторы, а я слишком уважаю свою публику и свою собственную работу, чтобы так поступать. Мне придется защищать свою работу от себя самого", - сказал Тарр.
"Я уже увидел все, что мог. Когда я путешествую по миру, меня постоянно преследует ощущение дежавю", - добавил он.
Режиссер заявил, что не видит никакого смысла придумывать истории или изобретать новые способы киноповествования, поскольку все мыслимые сюжеты, от братоубийства до инцеста и Холокоста, уже содержатся в Ветхом завете.
"Для меня снимать кино - это значит наблюдать за жизнью и стараться понять, как разыгрываются те же истории сегодня. С тонкими различиями, потому что, по счастью, все мы разные, у всех разные истории и разные традиции, разные способы переживать происходящее", - признается Тарр.
Он объяснил, что учить снимать кино абсолютно бесполезно.
"Когда я работаю со студентами, я прежде всего говорю им: не думайте о сценарии! Забудьте о сториборде! Просто присмотритесь к пейзажу и к людям, прислушайтесь к себе самим, покажите себя! Будьте свободны!", - рассказал режиссер.
"Сам я задаю простые вопросы, например, почему камера стоит там, а не в другом месте? Ведь где стоит камера - это главный вопрос, основное решение, которое должен принять режиссер. Это ведь моральный, этический вопрос - кто для вас важен, тот, кто говорит, или тот, кто слушает?", - продолжил он.
Тарр добавил, что всегда просит учеников тщательно взвешивать свои фильмы, потому что вместе с камерой режиссер берет на себя гигантскую ответственность.
"Для меня всегда были важны бедные, несчастные люди. Мы должны показывать их достоинство, защищать его. Ведь жизнь у каждого - лишь одна. И страшно важно, как она проходит", - заключил венгерский классик.