МОСКВА, 30 июн - РИА Новости. Летящие самолеты, "дырявя" холодные облака, искусственно рассеивают их и тем самым усиливают снегопады в районах крупных аэропортов, пишут американские ученые в статье, опубликованной в журнале Science.
Технология рассеивания облаков, которую часто применяют для создания благоприятных погодных условий в крупных городах, использует неустойчивость микрокапель воды в облаках. Эти капли находятся в так называемом метастабильном состоянии: вода остается жидкой при температурах от минус 10 до минус 20 градусов Цельсия, но при дальнейшем понижении температуры или попадании в облако мелких твердых частиц равновесие нарушается, и образуются снежинки или кристаллы льда.
Группа ученых под руководством Эндрю Хеймсфилда (Andrew Heymsfield) из Национального центра атмосферных исследований в Боулдере (штат Колорадо) изучила "дыры", которые самолеты "пробивают" в облаках, пролетая сквозь них. При движении самолета охлаждение воздуха за лопастями двигателя и над крыльями создает в облаке микрокристаллы льда, которые потом растут за счет окружающих капель - в слое облаков образуется своеобразный канал, который может расширяться в течение нескольких часов.
Ученые исследовали снимки "дыр" в облаках над штатом Техас, сделанные спутником GOES за один день, и сопоставили эти данные с архивом информации о взлетах, посадках и пролетах самолетов в этом районе. Построив метеорологические модели "жизни" облака в районе аэропорта, ученые выяснили, что винтовой самолет, пролетая через облако, с вероятностью 5-6% искусственно рассеивает его, а для реактивного самолета эта вероятность равна 2-3%.
Таким образом, оживленное "воздушное движение" в районах крупных аэропортов может существенно увеличивать количество осадков и, в частности, приводить к тому, что для предполетной очистки самолетов от обледенения требуется больше времени и усилий. Кроме того, многие метеостанции в приполярных регионах находятся у аэропортов, и эффект от самолетов может искажать исходные данные и прогнозы погоды и климата.