Евгений Березнер, куратор Международного портфолио ревю, которое пройдет в Москве с 29 августа по 2 сентября в центре современной культуры "Гараж", рассказал РИА Новости, почему эксперты отклоняли фотографии пейзажей и детей, что они ждут от российских участников и как удалось сделать портфолио ревю бесплатным.
- Чем интересен проект для российских фотографов вроде очевидно, а какой интерес у зарубежных ревьюеров?
- Это улица с двусторонним движением, совершенно устоявшаяся форма взаимодействия двух сторон: художников, для которых абсолютно естественным является желание выхода на зрительскую аудиторию, и ревьюеров - представителей институций, обладающих соответствующими возможностями в рамках сложившейся инфраструктуры художественного сообщества. Ревьюерам, которые просматривают большое количество работ, также очень важны встречи с авторами: это дает им постоянный приток информации, помогает сделать представление о ситуации в современной фотографии более полным и ясным. Все получают импульс и возможность для своего дальнейшего продвижения, как творческого, так и карьерного.
- У каких фотографов больше шансов? На кого вы обращаете внимание в первую очередь?
- Нам интересны не только новаторы, не только радикальные или актуальные авторы, а, прежде всего, талантливые художники. Фотография многогранна, и важно определять не только тех авторов, которые относятся к доминирующему сейчас направлению, а находить тех, кто в своем направлении наиболее талантлив. Нам важно сохранить абсолютный плюрализм стилей и направлений. И если автор органичен для мира российской фотографии, который синтезирует международные художественные дискурсы и видение, характерное для российского контекста, то он будет интересен и зарубежному фотографическому сообществу.
- Вы примерно знаете, сколько человек отберете?
- Количество авторов, которые будут отобраны, определяется не нашим желанием, а форматом события. К нам приезжают 40 человек: ревьюеры из 12 стран Европы, из восьми штатов США, из Австралии, Бразилии, Аргентины. Все они - известные люди в мировом фотографическом сообществе. С другой стороны - у нас есть около 2,4 тысячи зарегистрировавшихся авторов. Но возможность показать свои работы получат лишь 170 из них. Портфолио ревю будет проходить четыре дня с девяти утра до шести вечера. Если учесть, что собеседование ревьюера с участником длится 20 минут, становятся понятными ограничения на количество участников.
- Кто те профессионалы, которые решат судьбу 2,4 тысячи подавших заявку?
- Этим займется международное жюри. В него вошли пять человек: два представителя России и три очень известных зарубежных экспертов. Независимо друг от друга они просмотрят все количество работ, и решат "да" или "нет", в зависимости от того, насколько интересным им покажется автор. По итогам этого независимого голосования происходит отбор. В первую очередь пройдут те, кто получит пять голосов "да", следом те, кто получит четыре "да". Но я думаю, что до тех, кто получит три "да", очередь уже просто не дойдет.
- Что в основном фотографировали приславшие заявки?
- Нам присылали совершенно разные работы. Много очень интересного. Единственное, что мы отбрасывали сразу, это умильные фотографии собачек, кошечек, цветочков, детишек, тривиальные пейзажи.
- Участие в российском портфолио ревю в отличие от международных бесплатное. Откуда вы получили поддержку?
- Оно должно было быть бесплатным, особенно если учитывать ту сложную ситуацию, в которой находится российская фотография. Она существует в полном организационном вакууме и отрыве от всего фотографического мира, где уже давно существует сложившаяся инфраструктура. И не потому, что у нас нет талантливых и интересных авторов, и не потому, что наша фотография не интересна зарубежным коллегам, а потому что нет связей. В России еще в середине 90-х годов были попытки проводить портфолио ревю, но это было неорганизованно, кустарно и неэффективно. В том виде, в котором оно существует во всем мире, ревю пройдет у нас впервые.
- Отсутствие коммуникации с международным миром фотографии - единственное наше препятствие на пути к славе?
- У нас нет никакого фотографического рынка, потому что этот институт подразумевает многополярность, многоярусность и возможность образования множества новых субъектов. У нас его не может быть, потому что нет понимания того, что фотография - это искусство и предмет коллекционирования, собирательства и музейного хранения.
- Чего не хватает для создания такого фотографического рынка?
- К фотографии должен возникнуть интерес. Для этого в наших крупнейших музеях необходимо проводить хорошо подготовленные фотографические выставки. У нас можно по пальцам одной руки пересчитать галереи, занимающиеся фотографией, и еще меньше галерей, которые хоть в какой-то степени соответствуют мировому уровню. Но это не их вина: как бы галерея не старалась, без понимания в обществе, без инфраструктуры, ничего не получится.