Свою спортивную карьеру она завершила в 1998 году, после Олимпиады в Нагано. За девять лет, в течение которых Елена Вяльбе участвовала в соревнованиях высшего ранга, она 14 раз побеждала на чемпионатах мира, 5 раз выигрывала Кубок Мира, трижды становилась олимпийской чемпионкой в эстафетных гонках, добыв в общей сложности 24 медали – 17 золотых, 3 серебряные и 4 бронзовые.
"В гости к королю я напросилась сама..."
В 1997 году на чемпионате мира в Тронхейме Елена Вяльбе завоевала пять золотых медалей из пяти возможных. Этот результат был столь невероятен, что король Норвегии, вручавший ей пятую награду, даже сравнил ее с одной из героинь древнегреческих мифов.
С тех пор прошло 15 лет, однако Елена Вяльбе, президент Федерации лыжных гонок России, по-прежнему неудержима на пути к цели.
Перед встречей с Еленой Валерьевной в одном из ее предыдущих интервью она рассказала о том, как "напросилась в гости" к норвежскому королю. "Норвежские девчонки научили меня произносить фразу "Я хочу посмотреть, как вы живете, - вспоминала Вяльбе. - Я повторяла ее несколько дней, а затем выпалила ему в лицо". Ответом на ее слова стало приглашение, которое российская лыжница вскоре получила от короля Норвегии.
"Я посмотрела, как он живет, - продолжила свой рассказ Вяльбе. - Хорошо живет, но, в общем, он обычный человек. Как и все мы".
После этого я, конечно же, не мог не спросить Елену Валерьевну о том, как ей, тоже обычному, "как и все мы", человеку, жилось в ее родном Магадане, где 20 апреля 1968 года она появилась на свет...
- У нас был одноэтажный дом, который мамины родители построили изо всего, что было под рукой. У стены стоял шкаф, в котором хранились пластинки. Когда же мы с мамой однажды отодвинули его, стена упала, поскольку именно тот шкаф ее и поддерживал....
Мы жили там вместе с бабушкой, дедушкой и мамиными сестрами. А потом – мне тогда было три года – они уехали в Приморье. И до семи лет, до школы, я жила у них.
Мама не могла бросить работу и поэтому оставалась в Магадане.
- Вам, видимо, не хватало родительской ласки?
- Бабушка у меня очень суровая, мама – тоже. На ласку они были не очень-то щедры, но, может быть, мне это и не было нужно...
Холодина в нашем доме была страшная. Мы спали на грелке и еще одну грелку клали сверху. В пятницу или в субботу мы ходили к друзьям, чтобы помыться в ванне, потому что вода (ее, кстати сказать, еще надо было привезти) у нас была на улице.
Как-то раз мы с мамой принесли домой пару тараканов, чтобы посмотреть, будут ли они жить у нас, но к утру они умерли на уже остывшей печке от холода.
Возможно, у меня было не самое легкое детство. Зато я умею и дрова колоть, и воду возить.
"Однажды я подумала: еще метр – и умру..."
В детстве Лену к спорту никто не приучал, поскольку среди ее родных никто спортом не занимался. А она, не помышляя о спортивной карьере, каталась вместе с другими ребятами с горки и ходила на лыжах по трассе, которая проходила через их огород...
- Так что же все-таки привело вас в спорт?
- К нам в школу, как это раньше было принято, приходили тренеры и, пообщавшись с нами, спрашивали: "Кто хочет записаться в такую-то секцию?" Выбор был небольшой: бокс, коньки и лыжи. Я в девять лет записалась в лыжную секцию: там была лыжная мазь, которую мы жевали вместо жвачки; в магазинах эта мазь не продавалась.
- Видимо, после магаданской закалки тренировки не казались вам особенно трудными...
- Да, это так.
- А что было на соревнованиях? Чемпион московской Олимпиады пловец Владимир Сальников говорил мне, что после финиша на полуторакилометровой дистанции он был так изнурен, что, наверное, утонул бы, если бы ему нужно было бы проплыть еще метра три. А вы когда-нибудь испытывали что-либо подобное?
- Только один раз я подумала: еще метр – и я умру... Это случилось на Олимпиаде в Нагано, когда я выступала в эстафете. После того, как я, закончив свой этап, дотронулась до Ларисы Лазутиной, я уже ничего не чувствовала и не понимала. Была то ли в коме, то ли в прострации, только звездочки из глаз сыпались...
"Нельзя все время оглядываться назад..."
- У вас огромный спортивный опыт. В какой мере он помогает вам сейчас?
- Нельзя все время оглядываться назад и ставить себя в пример молодым, хотя нынешние лыжники, конечно же, могут у нас кое-чему поучиться.
В нашем виде спорта очень многое изменилось. Если раньше на протяжении чуть ли не всей дистанции лыжник оставался наедине с самим собой, то сейчас многие виды гонок - это массовые, контактные, динамичные соревнования, во время которых лыжники, помимо всего прочего, должны еще и вести сложную тактическую игру.
Лыжные гонки сегодня приблизились к техническим видам спорта. Их, как мне кажется, в чем-то можно сравнить даже с Формулой 1. Вспомните, как проходят соревнования в дуатлоне: вот лыжник, закончив дистанцию классикой, подбежал к специально оборудованной зоне, поменял лыжи и палки и продолжил соревнования уже коньковым ходом.
Огромные изменения произошли и в подготовке лыж, и в подготовке к соревнованиям. Сегодня это невероятно сложное дело, требующее огромных временных и финансовых затрат. Здесь применяются суперсовременные, а кое-где – даже и нано- технологии. Понятно, что управляться со всем этим могут только высококвалифицированные специалисты, которые, к тому же, должны постоянно пополнять свои знания.
Здесь мы, хоть и отстаем от своих западных коллег, но все же понемногу движемся вперед. Например, Министерство спорта купило для нас шлифовальную машину, с помощью которой можно (с учетом погодных условий и состояния снега) изменять структуру на скользящей поверхности лыж.
Огромный шаг вперед сделали и спортивные медики: сегодня они помогают атлетам быстрее восстанавливаться после нагрузок. Но раз это так, то можно ли утверждать, что и сегодня спортсменов нужно готовить так же, как это делалось раньше? Неужели время остановилось, и мы живем в каменном веке?
- Один известный тренер заявил по телевидению, что нужно больше заботиться о совершенствовании мастерства, нежели о воспитании патриотизма...
- Для меня было бы большой бедой, если бы мои дети были бы лишены чувства патриотизма. Ну а спортсмены просто обязаны быть патриотами, обязаны знать историю своей страны и защищать ее честь.
- Находят ли эти взгляды отклик у молодых?
- К сожалению, не всегда и не во всем. За последние годы мы все стали более прагматичными и меркантильными. В спорте появились люди, которые, прежде всего, думают о деньгах. Но не жажда денег определяет психологию победителя. "Если ты пришел сюда только для того, чтобы заработать, - говорю я таким спортсменам, - то никогда не станешь олимпийским чемпионом".
- У вас, наверное, сейчас гораздо больше проблем, чем в те времена, когда вы сами выступали?
- Конечно. Тогда мне не нужно было ни о чем думать, кроме тренировок и соревнований, потому что за меня это делали мои тренеры, которые иногда даже пристегивали мне лыжи.
Сегодня меня одолевают самые разные проблемы. Расскажу только об одной – транспортной. У нас до недавнего времени было семь автобусов, но один из них несколько месяцев назад не доехал до России, а другой – до Норвегии. Дело в том, что они оказались изношены до такой степени, что ремонтировать их было невозможно.
"Нельзя допустить, чтобы Елена Вяльбе разбрасывалась"
- Известно, что во время выборов президента ФЛГР вас поддержал Виталий Леонтьевич Мутко.
- И сегодня у меня с ним очень хороший контакт. Разумеется, у нас порой возникают разногласия по тем или иным проблемам, но мы всегда приходим к компромиссу, который нас всех устраивает. Понятно, что в такой обстановке легко работать.
- Однако на апрельском заседании тренерского совета Федерации лыжных гонок России замминистра спорта Юрий Нагорных, курирующий зимние виды спорта и подготовку к Играм-2014 в Сочи, выступил против того, чтобы вы совмещали посты главного тренера и президента ФЛГР. "Федерация лыжных гонок России и сборная России по лыжным гонкам – очень важные, стратегические образования, - сказал он, - и мы не можем допустить, чтобы Елена Вяльбе разбрасывалась".
- На его месте я сказала бы то же самое, потому что главным тренером должен быть человек, который мог бы полностью сосредоточиться на своей работе. Главный тренер должен ездить по сборам, бывать во всех командах (а их у нас много), чтобы составить представление о каждом спортсмене.
"Жемчужина Сибири" и Вершина Теи
- В этом году чемпионат страны по лыжным гонкам прошел в только что отстроенном Тюменском областном центре зимних видов спорта "Жемчужина Сибири". Как вам кажется, это действительно жемчужина среди наших лыжных баз?
- Думаю, да. При строительстве этого центра использовались передовые технологии и учитывались пожелания всех заинтересованных лиц – тренеров, спортсменов и медицинских работников.
Все спортивные объекты "Жемчужины Сибири" полностью соответствуют международным критериям, а лыжные трассы (их протяженность более 15 километров) по перепадам высот, ширине и другим параметрам отвечают всем требованиям Международной федерации лыжного спорта.
Большое спортивное строительство в рамках Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006- 2015 годы" - ведется сейчас и в Хакасии, в поселке Вершина Теи, где в течение многих лет тренировались все наши олимпийские чемпионы, начиная с Галины Кулаковой.
В этих местах раньше всего выпадает первый снег, поэтому каждый год мы ездили туда на большой сорокадневный сбор. Это место в свое время нашли энтузиасты, они сами рубили лес и резали лыжню; наши тренеры тоже время от времени брались за топоры.
Разумеется, эту базу давно нужно было модернизировать, хотя там и были сертифицированные трассы, на которых проводились соревнования. Но решить эту задачу своими силами Хакасия не могла. Руководитель республики Виктор Михайлович Зимин сумел привлечь к Вершине Теи внимание федеральных властей.
В марте 2010 года был представлен проект создания Центра спортивной подготовки в поселке Вершина Теи, подготовленный специалистами министерства спорта, туризма и молодежной политики Хакасии. Через месяц премьер-министр РФ одобрил этот проект
Уже спланирована новая лыжная трасса, строится стадион с помещениями для судей, комментаторскими кабинами, зрительскими трибунами. Также там появится стадион для занятий игровыми видами спорта и легкой атлетикой. Будет модернизирован местный бассейн, спортивный зал и санаторий-профилакторий "Кедр".
- Как вы относитесь к распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина построить в Москве 18 новых компактных лыжных баз?
- Я буду очень рада, если это будет сделано. Мне говорили, что Собянин – бывший лыжник, поэтому я не сомневаюсь, что он обеспечит выполнение своего распоряжения.
Стимул к новым победам – чувство неудовлетворенности
- В Книге рекордов Гиннеса вы представлены как лучшая лыжница мира. Тем не менее, вы как-то сказали, что не можете быть полностью удовлетворены своими успехами, так как не были чемпионкой Олимпийских игр в личных гонках.
- Да, я испытывала из-за этого чувство неудовлетворенности. Сейчас же мое самое большое желание – помочь моим подопечным добиться того, чего мне не удалось достичь. Я хорошо знаю, каков потенциал нашей команды, и потому уверена в том, что мы можем и должны быть лучшими. У нас прекрасные тренеры: Юрий Каминский, Григорий Меньшенин, Олег Перевозчиков, Даниил Акимов и другие.
- В каждой команде должны быть лидеры?
- И они у нас есть! Достаточно назвать Максима Вылегжанина, Никиту Крюкова и Ирину Хазову.
- До того, как вы стали президентом Федерации, планировалось, что в Сочи наши лыжники должны будут завоевать две золотые медали?
- Такой план действительно существовал, однако он не был утвержден. Я же посчитала, что мы можем завоевать четыре "золота". Нужно только, как говорил мой тренер Виктор Ткаченко, как следует "шевелить клешнями".
Притяжение Магадана
- Сегодня вся ваша жизнь подчинена подготовке к Олимпиаде в Сочи. Однако вряд ли эти заботы смогли заставить вас позабыть о Магадане. Когда вы в последний раз побывали там?
- Я езжу в Магадан каждый год - он заряжает меня энергией. Я всегда бываю там в апреле, потому что это время моей гонки - "Лыжни Вяльбе". В следующий раз я приезжаю в Магадан летом - вместе с дочкой навещаю родные места. Там рыбалка хорошая.
- И что же вы ловите?
- На речке - красную рыбу, в море – все, что угодно. Мне нравится морская рыбалка. Там можно ловить сразу на три крючка, без всякой наживки. Идет и камбала, и палтус, и ерш - словом, все на свете.
- Много лет назад, на чемпионате мира-97, вы выловили пять золотых наград. Наверное, тот улов до сих пор греет вашу душу?
- Не могу сказать, что первая медаль, которую я завоевала в 20 лет, принесла мне меньше радости, чем пять - в Тронхейме. Подняться на пьедестал – всегда счастье.
Но спортивная жизнь не вечна: она пришла и ушла. А вот рождение детей (а их у меня двое) – это для любой женщины, как я думаю, самое большое счастье. Медали – это всего лишь медали и ничего больше. Они лежат на своем месте, пылятся, и требуют от тебя только одного - вовремя их протирать. Ну а дети - это жизнь, которая движется и движется вперед, заставляя тебя поспевать за ней.
На мою долю выпали не одни лишь радостные переживания: Распалась моя первая семья, возникали и другие проблемы, но я не сожалею ни об одном своем дне.
Андрей Баташев