Вполне похвально, что думские народные избранники озаботилась защитой прав и свобод соотечественников и занялись соответствующими поправками в законодательство. Пока - для тех, кто за рубежом. Работаем ли или отдыхаем в дальних далях - и топят нас, и травят, и морят, и колесами переехать норовят. Между тем страна мы большая и богатая не только духовно, и надо бы заставить себя уважать.
Поводом для активности законодателей стали аресты и экстрадиция в США двух россиян - предпринимателя Виктора Бута и летчика Константина Ярошенко. Оба томятся в заключении в одной и той же нью-йоркской тюрьме, только в разных режимах: один ожидает суда, другой, признанный присяжными виновным, - приговора.
Как хотят думцы облегчить их участь? А вот так, судя по проектам: иностранному гражданину, наделенному полномочиями своего государства и нанесшему имущественный ущерб и моральный вред гражданину РФ, оказавшемуся за рубежом, может быть запрещен въезд в Россию, а его счета в РФ и филиалах российских банков за рубежом будут арестованы. Разработчики проекта также наделяют правительство правом ввести эмбарго на сделки таких иностранцев с собственностью и их инвестиции.
Не пустим янки на Рублевку!
Можно представить, как затрепетал при этих новостях прокурор Нью-Йорка Прит Бхарара, под непосредственным руководством которого поддерживается обвинение против россиян. Не скажу, какую часть капитала он хранит в Сбербанке и его филиалах. Ни одного филиала на территории США, насколько мне известно, нет. Не припомню их и в пространстве других европейских стран, которые, случается, могут и не уважить наши права.
С трудом верится, что на счета российских банков получали бы свою зарплату федеральные судьи Джед Рейкофф и Шира Шейндлин, которые рассматривают дела наших соотечественников. Возможно, взвешивают шансы инвестиций в Россию руководители федеральных антинаркотических спецслужб, которые, без сомнения, спровоцировали попадание обоих бизнесменов под американскую юрисдикцию.
Судя по материалам суда, Ярошенко, втянутого в обсуждение возможной транспортировки наркотиков по Африке, подставные агенты сумели уговорить на то, что часть кокаина надо будет обязательно забросить в США. А колумбийские псевдопокупатели оружия у Бута в Таиланде особым пунктом ввернули, что сбивать им в Латинской Америке надо именно американские вертолеты, следует из обвинительного дела.
Интересно, какой собственностью на территории России обладают американские чиновники, чтобы чуть что - перекрыть им кислород? Наоборот, это наши элиты в силу ими же законодательно созданных причин предпочитают хранить заначку за рубежом, да и домишки приобрести любят все больше в Куршевеле, Лондоне, в американских Флориде и Нью-Йорке. И это понятно: рыба ищет, где глубже...
А российские законодатели, видимо, не желая отягощать себе жизнь, взяли да и скопировали подобие санкций, которые обсуждает американский конгресс в связи с делом Сергея Магнитского и уже рекомендовал к принятию Европарламент. Дрогнет ли Запад?..
Карнавал без Корвалана
Ветераны дипломатии с тоской вспоминают славное прошлое, когда тронуть наших было не с руки даже американцам. Например, в ответ на арест по обвинению в шпионаже работавшего под прикрытием сотрудника советской миссии в ООН Геннадия Захарова в СССР был немедленно арестован по обвинению в шпионаже глава московского корпункта журнала US News and World Report Николас Данилофф. Сотрудники КГБ взяли его в подмосковном лесу, где он прогуливался со своим советским знакомым - школьным учителем из Фрунзе, передавшим ему пакет с "вырезками из киргизских газет". В конверте оказались советские служебные документы, в том числе две карты с грифом "совершенно секретно".
Свидетели тех событий убеждены в том, что дело 25-летней давности советский КГБ сшил белыми нитками, американцы повозмущались, однако между Москвой и Вашингтоном начались активные переговоры, и оба фигуранта оказались на свободе каждый на своей родине в течение нескольких недель. Вдобавок свободу и убежище в США получил политзаключенный Юрий Орлов.
Грубо, вульгарно, не современно, но действенно! Российские очевидцы того дела уверяют, что весь процесс исторической встречи Горбачев-Рейган в Рейкьявике в 1986 году, на которой началась подготовка к завершению холодной войны, вырос из того самого шпионского скандала, когда за стол переговоров сели главы внешнеполитических ведомств СССР и США. Хотя американские источники заверили меня, что это выдумка, шпионы тут ни при чем, и после обмена последовала массовая высылка дипломатов с обеих сторон.
СССР, без оглядки на западные условности, действовал по принципу "око за око". Но есть и другие - уже современные - примеры успешного урегулирования проблем. К примеру, арест и обмен "десяти российских шпионов" летом прошлого года на четверых осужденных за шпионаж в России. Он прошел еще более молниеносно и без ущерба для двусторонних интересов. "Благодаря сложившемуся новому духу российско-американских отношений, высокому уровню взаимопонимания и доверия между президентами двух стран", - пояснили тогда СМИ высокопоставленные московские источники.
Абеля - на Пауэрса, Бута - на...
Россия может вполне эффективно действовать, защищая интересы "государевых людей" вне зависимости от существующих законов. Даже с идеологическими врагами советский Кремль умел договариваться, чтобы обменять Корвалана на Буковского или Абеля на Пауэрса.
Да, Виктор Бут и Константин Ярошенко - не из этой оперы. Они пострадали не за интересы родины и не за великие идеалы. Они - наши граждане, попавшие в сачок, который подвели под них агенты, сконструировавшие те самые сговоры, то есть, поймав их на словах, без состава преступления в российском и европейском понимании и без поличного.
США не одним махом пришли к такому распространяемому на весь мир сверхпревентивному законодательству, под каток которого попали Бут и Ярошенко. Сыграли свою роль и нарконашествие из Латинской Америки, и трагедия 11 сентября 2001 года. Видимо, и реакция не может быть адекватной и скорой, поскольку двое россиян, по странному совпадению почти одновременно доставленные в Нью-Йорк, создали для России прецедент.
Я не знаю, нужны ли нам новые двусторонние и многосторонние соглашения или достаточно просто хороших отношений и международного престижа государства, и еще - цивилизованных норм для россиян в самой России, а не только за ее пределами. Можно посочувствовать и вегетарианцу Виктору Буту, которому не хватает фруктов в тюремной диете, и Константину Ярошенко, который не любит гамбургеры. Не злодеи, не убийцы, они считают себя невиновными и с надеждой ждут помощи.
Но что мы можем сказать (не Западу - самим себе) о смерти также утверждавшего, что он невиновен, россиянина Магнитского, тоже не насильника, не маньяка, не убийцы? Его обнародованные посмертно дневники описывают не застенки Таиланда или США, а наши, родные.
Возможно, я ошибаюсь, но что-то не припомню подобной реакции Думы по этому делу, хотя высшее российское руководство выражало желание провести независимое расследование, и некоторые высокие чины так или иначе поплатились должностями. Если бы Россия продемонстрировала цивилизованный подход к известным знаковым делам, собственной системе правосудия, то было бы легче снимать проблемы и с Европой, и с США - "благодаря сложившемуся новому духу".
А мы бы чувствовали себя защищенней - и за границей, и, главное, дома.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции