Главный тренер сборной России по спортивной гимнастике Андрей Родионенко в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Александре Владимировой рассказал о переломном моменте, который, по его мнению, назрел в мужской команде, о заслугах, которые забываются после награждения, о принципе, по которому будет происходить отбор в команду на чемпионат мира и о выросшей в два раза конкуренции в сборной.
- Атмосфера в тренировочном зале у ребят кажется немного напряженней, чем у девочек.
- А как же иначе, такие программы тут делают. Когда у девочек конкуренция будет в два раза больше, то, наверное, так же будет. Ведь здесь на одно место претендуют два человека. А чтобы претендовать на это место – это столько лет напряженной работы! Когда конкуренции нет, то и напряжения нет. Хотя я считаю, что напряжение должно быть в каждой тренировке, в каждом подходе. Тогда будет результат.
- Не было на тренировке Антона Голоцуцкова и Максима Девятовского. Не выдержали конкуренции?
- (улыбается) Девятовский приболел, а у Голоцуцкова возникли какие-то проблемы. Неожиданно позвонили из Томска, и он буквально позавчера улетел. Пока не знаем, когда вернется.
- В мае после Кубка мира в Москве Антон рассказывал, что только вернулся из отпуска и после этапа собирался снова уезжать отдыхать. Он не боится потерять из-за разъездов место в составе?
- Его об этом предупреждали. Он сам все видит. Ведь наша цель, чтобы каждый из них потерял место, а кто-то новый его завоевал. Молодежь у нас старается.
- Многие гимнасты, выступавшие на чемпионате Европы на отдельных снарядах, начали подтягивать многоборье. Насколько успешно?
- Да, эта необходимость диктуется форматом чемпионата мира. Но ситуация непредсказуема. На многоборье поставлены все, пока трудно сказать, кто лучше. Список на оформление (поездки в Японию) довольно расширенный. Исходя из тех требований, которые есть, будет сложно формировать команду. Задача №1 – попасть на Олимпиаду, пройти квалификацию (в командном многоборье). Но надо пройти не просто так, а достойно. А еще "мир" полностью повторяет программу Олимпиады: командный финал, индивидуальное многоборье и отдельные виды. Поэтому формировать команду будем по чисто математическим принципам: кто, где и когда будет полезен. И ведь выбрать надо всего шесть человек.
- Окончательный состав будет определяться по результатам выступления гимнастов на Кубке России в августе?
- На 90 процентов, да.
- На данный момент место в основном составе ни для кого не забронировано?
- Для всех – да, и для всех – нет. Все в равных условиях. Любой из них может поехать в Японию. Если у гимнаста очень хорошее многоборье, то все равно не факт, что он попадет в состав. Он должен быть полезен и в отдельных видах тоже. Каждый из них несет ответственность за судьбу команды. Именно с таким подходом мы все и делаем. Так было всегда.
- Насколько увеличилась конкуренция в мужской сборной за последние два года?
- Вдвое. Если два года назад Голоцуцкову и Девятовскому были гарантированы места в команде, то сейчас нет никакой гарантии. Заслуги заканчиваются на пьедестале почета. Как только сошел - все позади. Но у нас и была задача – создать такую конкуренцию. Когда все поняли, что равны, то все встало на свои места.
- После прошлогоднего чемпионата мира Голоцуцков, кстати, обещал завоевать золото и красиво уйти, хлопнув дверью…
- Очень ждем и рассчитываем на это. Но для этого надо работать немного иначе. Пока этого нет. Желание – дело великое, но оно должно быть подкреплено делом.
- Девятовский после неудачи на чемпионате Европы стал тренироваться усерднее?
- На мой взгляд, он работает явно недостаточно напряженно для того, чтобы претендовать на то место, которое он хочет занять. Он знает об этом, разговор был. Да, мы даем ему право выбора в тренировках, во многом другом, но уйти от тех требований, которые есть, не удастся. Ведь не обязательно заниматься больше по времени. Главное - делать это качественнее и грамотнее. Пока этого нет. Он проигрывает сам себе. Все определит Кубок – либо да, либо нет. Времени осталось всего ничего, полтора месяца.
- Кто из ребят может еще претендовать на выступление в индивидуальном многоборье на чемпионате мира?
- Все. Да, базовая сумма (за все элементы) говорит о многом, но ведь есть и вторая сторона медали – качество. При меньшей базовой сумме более высокое качество ценнее. На этом Кубке может очень многое измениться: поменяться лидеры, имена. Это будет тот самый переломный момент, которого мы ждали в течение пяти лет, который назревал. По тренировкам видно, что это должно скоро произойти. У нас есть (Никита) Игнатьев, (Давид) Белявский, здесь еще нет (Андрея) Черкасова.
- А где он?
- В армию призвали. В Кемерово отбывает повинность. Будет там в течение месяца.
- Пойдет этот призыв ему на пользу, как считаете?
- Приедет – посмотрим. Мы всегда поступаем согласно законодательству: все отдают долг родине, как и положено.
- Девочек в армию, славу богу, не забирают. Там и забирать особо некого, учитывая количество травм…
- Да, у девочек ситуация сложнее. Я Алию (Мустафину) и Вику Комову возил недавно в Германию для реабилитации (после операций). Было сделано все возможное. Сейчас вопрос времени, характера. Медицина насколько возможно должна помочь нам в этом вопросе. Хотя торопиться в данном случае не стоит. Вряд ли это к чему-то хорошему приведет. Хотя Алия уже скорее хочет приступить к полноценным тренировкам, торопиться. Вике проще – уже через две недели она сможет тренироваться в полную силу.
- Можно ожидать, что Комова выступит на чемпионате мира в многоборье?
- Я думаю, вряд ли. Все-таки времени не так много осталось. У нас есть (Анна) Дементьева, (Юлия) Белокобыльская. Сейчас очень хорошо выглядит (Ксения) Афанасьева. Да и Таня Набиева может бороться на двух снарядах – опорный прыжок и брусья. Если Вика Комова успеет подготовиться к миру, то тоже сможет выступить на отдельных снарядах.