Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
В головную часть МВФ добавили немного эстрогена. Совет управляющих Международного валютного фонда решил, кто заменит бывшего директора-распорядителя Доминика Стросс-Кана, арестованного в мае в Нью-Йорке, и возглавит главную "кассу взаимопомощи" мира на предстоящие пять лет. Избранницей стала соотечественница Стросс-Кана, министр экономики, финансов и промышленности Франции Кристин Лагард. Как раз тот случай, когда знаменитое французское Cherchez la femme уже состоялось. Нашли.
Спасти Европу может только европеец?
Мадам поддержали все, чей голос имеет вес в фонде. Во вторник об этом официально заявили США и некоторые другие страны, включая Бразилию. Российский премьер Владимир Путин еще в конце мая назвал кандидатуру Лагард "серьезной" и "приемлемой", а во вторник вице-премьер Алексей Кудрин подтвердил, что Россия будет голосовать за француженку. Хотя вместе с большим блоком других стран, включая Индию, Китай, Бразилию и др., Москва недовольна засильем в руководстве фонда европейцев и вообще перекосом в сторону Запада.
По традиции на фонд всегда ставили европейскую голову, в то время как Всемирный банк был отдан американцам. Лагард - пятый глава фонда от Франции. У ее главного соперника, главы центробанка Мексики Агустина Карстенса, шансов получить пост было гораздо меньше.
"За" Лагард встал весь Евросоюз и США, а их объединенные голоса (процентная доля голосов только у стран ЕС составляет около 30%) в любом случае перевешивали голоса всех остальных членов, которых в МВФ 187.
Видимо, время кардинально менять систему подбора руководства и делать фонду инъекцию азиатской, африканской или латиноамериканской крови еще не пришло. В наши беспокойные посткризисные времена это, впрочем, не лишено смысла.
Кристине Мадлен Одетт Лагард придется возглавить фонд в сложный период посткризисных (2008 года) финансовых потрясений, которые как раз и приходятся на Европу. Точнее – на ЕС, и еще точнее – на Грецию.
Поскольку в обозримом будущем Греция не выздоровеет, и поскольку ее болезнь затрагивает весь ЕС и через него всю финансовую систему мира, то европеец во главе ссудной кассы мира - не совсем плохой вариант.
Единственное, что ставят 55-летней Лагард в минус, так это то, что у нее нет никакого экономического образования. Что правда. Она – юрист. И на МВФ вроде бы впервые в истории поставлена не просто женщина, но еще и человек без экономического или финансового багажа. Все предыдущие директора таковой имели.
Но это все аргументы скорее от лукавого или от избытка тестостерона в мире высоких финансов. При современном уровне профессиональной экспертизы (армии помощников в МВФ) быть профессором финансов на верхах фонда совсем не обязательно. Хотя Лагард, при ее работоспособности, талантах и генетической тяге к знаниям (все-таки родители были профессора и учителя), за свою службу на многочисленных постах вне и внутри французского правительства и с финансовыми механизмами ознакомилась прекрасно.
Фонду сейчас как раз больше нужно то, чего у Лагард предостаточно – умение маневрировать, находить верные подходы, сглаживать острые углы, плавно выводить партнеров на компромиссы. Такая переговорная грация, у нее, говорят, от школы синхронного плавания: в молодости Кристин даже входила в сборную Франции.
А на таком посту, как директор-распорядитель МВФ, и особенно в нынешнее время, умение лавировать, не меняя стратегического направления – это уже большой плюс.
Воля, обернутая в грацию
Несмотря на всю свою "синхронную грацию" мадам Лагард - это вовсе не покладистая пустота. На посту министра торговли, сельского хозяйства, финансов, а также будучи главой крупнейшей американской юридической фирмы Baker & McKenzie она, если надо, могла продемонстрировать и твердость, и даже шипы. У нее прекрасное юридическое образование, долгие годы она провела в США и на английском говорит как на родном французском. За это Лагард даже называют на родине "американкой".
МВФ, как и любая ооновская структура, - это не та организация, которую любой новый шеф может взять да и развернуть в какую угодно сторону. Таких чудес не бывает: это слишком тяжелое судно, и чтобы его повернуть, нужно много пространства и времени.
В принципе, уже предшественник Лагард Стросс-Кан начал поворачивать фонд лицом к "развивающимся рынкам". Сюда включают и Индию, и Россию, и, естественно, Китай, и Бразилию и некоторые другие страны. Лагард, кажется, готова пойти еще дальше.
Во всяком случае, пока она почти месяц занималась лоббированием собственной кандидатуры на пост (Лагард объявила о намерении занять его 25 мая) и объезжала столицы или встречалась с членами МВФ, от нее все слышали то, что хотели услышать.
"Я не кандидат Европы, не кандидат Франции, я кандидат для служения 187 членам МВФ". Новая хозяйка штаб-квартиры фонда в Вашингтоне обещала, что никакого "доктринерского подхода" прежних лет в МВФ не будет, а будет диверсификация отношения ко всем членам. "МВФ, - заметила она, - это не доктринерская собственность какой-то одной школы". И еще сказала, что при ней "одноразмерного подхода ко всем" не будет. А будет учет особых, национальных обстоятельств и условий всех стран, которые нуждаются в помощи.
Китаю, например, уже обещали увеличение его квоты (вклада в общие фонды МВФ), от чего соответственно возрастет и вес Китая в фонде.
Что из всех этих обещаний будет выполнено, а что нет – покажет время. До сих пор МВФ, выдавая кредиты государствам, оказавшимся на грани банкротства или близким к состоянию неплатежеспособности, почти "по умолчанию" накладывал на получателей обязательства по драконовской экономии средств. Они вели к социальным взрывам и совсем не так уж часто оправдывались. Это было нечто похожее на ростовщичество.
Но, с другой стороны, не ставить жестких условий штрафникам означало заранее развязывать им руки и фактически давать деньги "просто так". Что часто и получалось. Какой рецепт предложит Лагард – не совсем ясно.
Очевидно только, что женщина она во всех отношениях замечательная. Уроженка Парижа стала первой в истории Франции женщиной-министром финансов и, за исключением самого Николя Саркози, Кристин в мире самая узнаваемая представительница французского кабинета. На сегодня в списках самых влиятельных женщин она входит в первую десятку. И очень любит пройтись по дискриминационной гендерной составляющей современной политики и мира финансов.
По поводу последнего кризиса Еврозоны, она, к примеру, недавно заметила, что "отцы-основатели" создали слишком "хрупкий фундамент" для евро. "Заметьте, - добавила она, - отцы-основатели. К сожалению, тогда за столом не было ни одной женщины". И вообще она полагает, что "слишком много тестостерона" - это не есть хорошо.Кристин, убежденная вегетарианка, противница алкоголя, любительница йоги, выращивания цветов, и, естественно, плавания во всех видах, разведена, у нее двое сыновей, и сейчас она живет с другом в гражданском партнерстве, то бишь в незарегистрированном браке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции