Алексей Пилько, доцент факультета мировой политики МГУ, для РИА Новости.
Бурное развитие электронных дневников и социальных сетей стало переломным моментом для средств массовой информации.
Информационный поток из одностороннего, направленного из СМИ в информационное поле, превратился в реверсивный, когда информация поступает и от аудитории. Причем не всегда эта информация точна; иногда она искажается сознательно.
Что ждет медиа в эпоху второй информационной революции? Разные аспекты этой проблемы эксперты обсуждали на международном форуме "Медиа будущего", который РИА Новости провело в рамках своего 70-летия.
Первой информационной революцией можно считать завоевание традиционными СМИ массовой аудитории, происходившее в XIX-XX веках и тесно связанное с появлением телеграфа, радио и телевидения. Но с появлением Интернета аудитория из реципиента информации превратилась в донора, произведя, собственно, вторую информационную революцию.
Что это означает? Новая глобальная аудитория стала в чудовищном объеме генерировать информацию, которая становится все более разноплановой и охватывающей практически все сферы жизни человека. И сами медиа в такой ситуации кардинально меняются. "Таких масштабных изменений, которые сегодня происходят внутри самих средств массовой информации, мне кажется, не было на протяжении всей истории" – сказала главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк на открытии форума 24 июня.
"Сейчас настало время… социальных медиа", – говорит генеральный секретарь программы MEDICI Альфредо Рончи.
С таким взглядом солидарна и эксперт IT-рынка Эстер Дайсон, подчеркнувшая, что людям интересна прежде всего информация о них самих.
С распространением же мобильных персональных устройств (смартфонов и других "гаджетов") пользователь может получать информацию в любой точке мира, где есть выход в Интернет.
Впрочем, еще рано петь дифирамбы техническому прогрессу – в сфере массовой информации он тоже иногда приносит непредсказуемые результаты. Конечно, анализ всех возможных последствий появления мощного реверсивного потока информации – задача для серьезного исследования, подготовка которого может занять не один год. Однако некоторые выводы сделать можно.
Во-первых, оперативные и завоевывающие все большую популярность "новые медиа" в большинстве случаев представляют собой мощные машины, в огромном количестве генерирующие разноплановые событийные новости в сочетании с "короткой", ситуационной аналитикой.
Однако в силу своей специфики они очень мало внимания уделяют фундаментальным тенденциям, которые из-за скорости и динамичности информационного потока (быстрой смены информационной картины, частой "смысловой перегруппировки" в зависимости от получения новых данных) зачастую оказываются для аудитории невидимыми. Но это вовсе не означает, что этих тенденций не существует и они не оказывают влияние на получателей информации.
Во-вторых, исходящие от массовых аудиторий в глобальное информационное поле новости далеко не во всех случаях оказываются достоверным. Нередки случаи публикации заранее подготовленной недостоверной или искаженной информации, иногда целенаправленно распространяемой для манипуляции общественным сознанием.
Это создает условия для формирования фальшивой информационной реальности, не имеющей ничего общего с действительностью. Ярким примером этого является публикация 27 июня на псевдоблоге blog_medvedev, автор которого выдавал себя за Президента России, вопроса о Михаиле Прохорове, который был мгновенно растиражирован и прокомментирован "новыми медиа".
Если же отойти от частного случая фальсификации и взглянуть на картину в целом, то можно отметить следующее. Государства, негосударственные структуры или просто некие объединения людей могут при помощи "новых медиа" разыгрывать в своих интересах целые социально-политические "информационные спектакли", стремясь при этом к достижению своих далеко не всегда безобидных целей. И такая ситуация предъявляет совсем другие требования к обеспечению информационной безопасности страны, общества и отдельной личности.
В-третьих, даже знакомому с работой СМИ опытному журналисту крайне сложно вовремя заметить создаваемую ложную информационную картину. Не говоря уже о читателе.
Повышение медиаграмотности, о которой говорила на форуме "Медиа будущего" Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, лишь частично решает эту проблему. В связи с этим важнейшая задача разгадывания формируемых по заказу информационных ребусов ложится на плечи экспертного сообщества. Причем тех его представителей, которые специализируются на расчетах долгосрочных тенденций.
Иными словами, обеспечение информационной безопасности невозможно сегодня без качественной "длинной аналитики". Только она позволит сформировать своего рода иммунную систему, механизм кризисного реагирования на запускаемые "информационные вирусы".
Впрочем, все высказанные выше предположения, конечно же, относятся во многом к области теории. Сегодня непросто предугадать, к какому результату приведет вторая информационная революция и как будет выглядеть информационное пространство будущего. Поэтому трудно не согласиться с мнением заместителя главного редактора РИА Новости Натальи Лосевой, высказанным на медиафоруме: нас ждут "десять фантастических лет". Не исключено, что и следующие десять будут не менее увлекательными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции