Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
За поездкой главы китайского правительства Вэнь Цзябао по Европе европейцы следят со смешанными чувствами. Во-первых, Китай, с его валютными запасами и прочими возможностями, вполне может избавить ЕС от всех и всяких экономических проблем. Во-вторых, для европейского мышления китайцы – политически неправильный спасатель.
Однако итоги визита Вэня (завершается во вторник посещением Германии) показывают, что нравится это кому-то или нет, но Китай уже играет на Старом континенте такую же стабилизирующую роль, которую в последние лет пятнадцать играл в соседних с ним районах Азии. Сравнения ситуации с российско-британскими отношениями тут очевидны.
Технологический прорыв
Итоговая пресс-конференция Вэнь Цзябао после встречи в понедельник с его британским коллегой Дэвидом Кэмероном принесла результат в виде неожиданной цифры: 1,4 миллиарда фунтов стерлингов (примерно 2,64 миллиарда долларов). Накануне британской части визита Вэня говорили лишь об одном миллиарде.
Самое интересное здесь – из чего эта цифра состоит. Во-первых, из китайских инвестиций в новое технологическое поколение британских железных дорог. Когда-то Китаю его скоростные поезда строил кто угодно: французы, японцы… Теперь движение технологий идет в другую сторону, в данном случае речь о возможности доехать из Лондона в Бирмингем часа за два-три.
Далее, субботний день Вэнь Цзябао посвятил поездке в тот же Бирмингем, на автомобильный завод MG. Сделка двух стран там получается по формуле "британские технологии – китайское производство – британская сборка", благодаря чему впервые за 15 лет родилась новая версия MG-6.
Наконец, есть и третья крупная сделка, и тут уже чистый случай экспорта технологий из Европы в Азию. 280 миллиардов тонн угля, залежи которого – во Внутренней Монголии, – смогут теперь использоваться по новым методикам, в целом подпадающим под определение "новой энергетики". Китай уже несколько лет как буквально одержим модернизацией этой отрасли, знаменит своим мировым лидерством по производству солнечных батарей, и, конечно, старается снизить выбросы в атмосферу от сжигания своего угля – весьма низкокачественного.
"Модернизационное партнерство" – так звучит российская идея отношений Москвы с ЕС и США. Можно долго спорить о том, получается ли это партнерство в том виде, как его задумывала российская сторона, как выглядит идеологическое наполнение этого лозунга: политическое взаимопонимание в обмен на экспорт в Россию новых технологий, и так далее. В случае же с Китаем и Европой, как видим, имеет место именно такое модернизационное партнерство – притом что источником модернизации служат обе стороны.
Скупить Европу по кусочку
Обозреватель британской газеты "Гардиан", конечно, не мог этого не сказать: "Когда-то Европа колонизовала Китай по кусочкам. Сегодня Китай колонизует по кусочкам Европу, и действует гораздо более вежливо, чем когда все было наоборот. Китайский подъем и высвечивает, и использует относительный упадок Европы".
В этом смысле интереснее было бы рассматривать даже не британскую часть европейского турне Вэнь Цзябао, и не финальную – германскую, а то, с чего поездка началась: Венгрия. Там китайский премьер произнес речь насчет укрепления партнерства своей страны со странами Центральной и Восточной Европы.
Упомянутая статья в "Гардиан" дает очень интересную оценку европейской политики Пекина. Китай, оказывается, предпочитает не самые большие и не самые сильные страны континента. 40% китайских инвестиций в Европе делаются в Грецию, Испанию, Португалию, Италию, Восточную Европу… В том числе и потому, что у них сейчас экономические трудности, и некоторые активы можно купить дешево. Но еще и потому, что у каждой из этих стран почти такой же голос в ЕС, как и у тяжеловесов, типа Англии или Германии.
Никто пока не просил Пекин выкупить Грецию сразу и целиком из ее нынешнего пред-дефолтного состояния. Важно, однако, что китайцы хотя бы теоретически могут это сделать, денег хватит. А у ЕС – еще неизвестно.
Читать Шекспира
Люди, задающие вопросы на пресс-конференциях, делятся на тех, кто знает, о чем спрашивать, и тех, кому все-таки надо задать хоть какой-то вопрос. Вторые, конечно же, попытались создать Вэню после окончания переговоров с Кэмероном всяческие трудности, поинтересовавшись правами человека в Китае. Тот отвечал, что давненько, похоже, спрашивающий не заезжал в Китай.
Похоже, это не прекратится никогда. Европейцу (в меньшей степени американцу) невозможно иначе – их, по сути, бизнес с Китаем спасает от кризиса, но надо обязательно поинтересоваться, правильный ли это спаситель. Европейцу нельзя не быть морально правым в общении с людьми других цивилизаций, даже когда он неправ. Эта предельная идеологизация, кстати, отличает британцев в их отношениях и с Россией.
Официальный Лондон в случае с Китаем – да и с Россией, судя по недавним сдвигам в нашем политическом диалоге – нашел выход из этой затянувшейся ситуации. Выход там, где культура, через которую цивилизации понимают друг друга. Здесь очевидная наработка консервативного кабинета Кэмерона. Британское правительство активно поощряет интерес англичан к китайской культуре – там открыто Институтов Конфуция как нигде больше в мире, и по числу студентов, едущих обучаться в китайские университеты, британцы очень заметны. Следующим почетным гостем Лондонской книжной ярмарки – после России весной этого года – будет Китай.
Здесь можно лишь добавить, что когда Дэвид Кэмерон приедет этой осенью в Москву, официальным поводом будет книжная ярмарка. Очень логичный и понятный подход. Знания, культура в целом, помогут нациям, не знающим, как говорить друг с другом, перейти в новую эпоху. Это касается Китая и России. Правда, Россия в ближайшее время не будет строить в Англии скоростных железных дорог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции