Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Симптомы нежелания взрослеть, брать на себя серьезные обязанности и принимать решения проявляются у все большего числа молодых россиян, считают ученые. Но инфантильность молодежи - это лишь отражение проблем всего общества, увлеченного потреблением, смирившегося с патернализмом со стороны государства и погружающегося в кризис потери настоящих ценностей.
Точное число так называемых кидалтов (от английских слов "kid" (ребенок) и "adult" (взрослый), инфантильных людей 20-35 лет) в России пока не подсчитал никто, - таких исследований просто еще не проводилось. Однако если пределом мечтаний молодых и дальше будут оставаться "светлый, удобный офис с большим столом", хороший автомобиль и рестораны, то 27 июня - День молодежи в России - скоро превратится в праздник маменькиных сынков и дочек, физически зрелых и порой высокопоставленных, но инфантильных по ценностям и увлечениям.
Синдром Питера Пэна
Когда 25 лет назад в США в газете The New York Times впервые был описан феномен кидалтов, речь шла о 30-летних мужчинах, увлеченных дорогой техникой, фэнтези и мультиками. Теперь big babies "постарели". Это люди до 34-35 лет, с хорошим образованием, делающие карьеру, но живущие вместе с родителями (в том числе из-за дороговизны жилья). Они тянут с созданием собственной семьи и проводят свободное время в развлечениях.
Детство российских кидалтов продолжается до 45, а то и до 50 лет, если судить по увлечениям людей, работающих в офисах, говорит доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан. "Рабочий день, к примеру, в рекламных агентствах заканчивается тем, что все играют в виртуальные игры. Людям нужен выброс энергии, как подросткам 13 лет", - замечает эксперт.
Крайний случай инфантилизма - клиническое явление на стыке психологии и психиатрии, носящее название "синдрома Питера Пэна", рассказывает Прихожан. Персонаж книги Джеймса Барри всю жизнь оставался мальчиком 12 лет и не взрослел. Люди с таким синдромом легкомысленны, не имеют серьезных привязанностей, порой не различают добро и зло, без устали развлекаются и при этом социально беспомощны, одиноки.
Вторая категория кидалтов - "люди, которые не хотят брать на себя ответственность, но при этом не отказываются от привилегий взрослых людей", - продолжает Анна Прихожан. Это активные потребители, следящие за всеми модными новинками, покупающие дорогую технику, одежду, автомобили, предметы роскоши. Они отдыхают за рубежом, ходят по ресторанам, фитнес-клубам и салонам красоты. На них делает ставку вся индустрия потребления, от глянцевых журналов до шикарных бутиков.
Третий вид - люди с задержкой эмоционального, а значит, и личностного развития, говорит профессор Прихожан. Такие big babies хотят оставаться молодыми, поскольку жаждут ярких эмоций. Подобно подросткам, они считают, что "взрослая жизнь однообразна и пресна по сравнению с детством". Страшась взрослой скуки, они искусственно продляют затянувшуюся молодость.
Такие люди часто зависают в интернете - участвуют в форумах, выискивают "приколы", играют в игры, смотрят видеоролики, заводят виртуальные отношения, и все это - исключительно ради забавы. "Их дневники в интернете - это самопрезентация, так называемое зрелищное общение, выдающее мечту этих людей об успехе", - комментирует Анна Прихожан.
Великовозрастные девочки и мальчики избегают семейных отношений, считая их обременительными. Некоторые хронические кидалты превращаются в "чайлдфри" (child-free) - убежденных противников деторождения.
Кидалт по-русски
"Инфантильность молодежи - это проявление ценностного кризиса общества, - отмечает старший преподавать кафедры психологии личности факультета психологии МГУ Екатерина Патяева. - Религия и идеология перестали объединять людей и задавать им программу жизни. А доминирующая в массовом сознании квазиидеология потребительства задает смысл жизни только в узких жизненных обстоятельствах, когда у человека нет комплекта материальных благ и есть возможность их заработать".
Другими словами, поясняет Анна Прихожан, у маменькиных сынков часто нет "смыслообразующих мотивов" - тех, что определяют предназначение человека, отвечают на вопрос: "Ради чего ты живешь?".
Глава Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский рассказал, что при недавней подготовке исследования о жизненных траекториях молодежи ученые столкнулись с тревожным фактом. Немало студентов разных вузов, попавших в фокус-группу, заявили, что "им все равно, чем заниматься в будущем", лишь бы обрести некий офисный и внеофисный рай. Это значит - занимать руководящий пост, работать в "светлом, удобном офисе с большим столом", иметь хороший автомобиль и ужинать в ресторанах.
К счастью, есть и другая молодежь, немногочисленная и малозаметная, говорит Давид Константиновский. "Это те, кто сидит в библиотеках или перед компьютером ради самообразования, продвижения вперед. Они генерируют новые идеи".
Часть из них, подчеркивает эксперт, вышла из неблагополучных семей, но смогла получить хорошее образование и высокий статус в обществе. Ценности таких людей традиционны: они хотят создать семью и готовы нести за нее ответственность.
Инфантилизация общества
Система образования декларирует развитие личности как приоритетную цель, но еще не осуществляет ее, - отмечает Екатерина Патяева. "В школе детям нужно давать больше самостоятельности, учить их осмыслению жизненно важных проблем. А значит, большее внимание должно уделяться литературе, искусству, философии и психологии". Этого пока нет. "Тенденции даже, скорее, обратные. А значит, система образования стимулирует процесс инфантилизации молодежи".
"Инфантилизация подростков идет через родителей и бабушек, - считает Анна Прихожан. - В России в целом более опекающая детей культура, чем, например, в англосаксонском мире. Тут сыграли свою роль и войны XX века, и вечно нерешенный квартирный вопрос. Вот и получается, что сначала мама протирает сыну кашку и жарит котлеты, а потом этим занимается его жена".
Когда сын или дочь все время рядом, под рукой, родителям спокойнее. В США есть термин в применении к жизненному циклу семьи - "стадия опустевшего гнезда", когда дети уходят из родительского дома и живут отдельно. "У нас такого нет", - отмечает профессор Прихожан.
Причины инфантилизма кроются в экономике, убежден Давид Константиновский. "Когда модернизация пойдет быстрее, большим детям придется повзрослеть, они потребуются для реальных дел". Екатерина Патяева вторит: "Если средний образованный молодой человек не может спокойно открыть свое дело или приложить свои силы в местном самоуправлении и муниципальной политике, ему приходится либо становиться карьеристом, либо идти в эскаписты".
По мнению Екатерины Патяевой, инфантильно все общество в целом. "Инфантилизм взрослых проявляется и в ориентации на патернализм государства, и в пристрастии к телевизору, и в том же потребительстве по принципу "как у всех"".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции