В Москве состоялись неформальные консультации по приднестровскому урегулированию, однако из-за серьезных расхождений в позициях Кишинева и Тирасполя выйти на решение об официальном возобновлении переговоров пока не удалось. Об том, как проходила встреча и о том, насколько возможно согласование долгосрочного взаимоприемлемого политического урегулирования, рассказал в интервью РИА Новости посол по особым поручениям МИД России Сергей Губарев.
- МИД России подтвердил не так давно неизменность нашей позиции, которая базируется на признании суверенитета и территориальной целостности Молдавии при уважении закрепленного в ее конституции принципа нейтралитета. Как в связи с этим сегодня выстраиваются отношения с Приднестровской Молдавской республикой, которая продолжает считать себя независимой территорией?
- В позиции МИД России нет ничего нового для Приднестровья. Принципиальный подход российской стороны не изменился: мы последовательно исходим из признания суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова при уважении закрепленного в ее конституции принципа нейтралитета. Именно на этой основе мы выступаем за поиск всеобъемлющего долгосрочного политического урегулирования, которое обеспечит особый надежно гарантированный статус Приднестровья в составе Молдавского государства. Сравнительно недавно - 17 мая 2010 года - этот подход был вновь зафиксирован в Совместном заявлении президентов России и Украины - стран-гарантов приднестровского урегулирования. Для России приднестровское урегулирование - принципиально важная задача. Там проживает более ста тысяч российских граждан, исторически сформированы крупные экономические интересы (включая транзит природного газа в юго-западном направлении). Как никто, мы заинтересованы в стабильности в регионе и добросовестно выполняем возложенные на нас сторонами конфликта посреднические и миротворческие функции.
- Насколько возможно согласование долгосрочного взаимоприемлемого политического урегулирования, которое обеспечит гарантированный особый статус Приднестровья в составе молдавского государства?
- Естественно, выход на такое решение возможен, но ему должна предшествовать кропотливая работа по учету интересов жителей как на одном, так и на другом берегу Днестра. Сейчас, к сожалению, после того как в феврале 2006 года переговорный процесс был прерван по инициативе молдавской стороны, мы видим, что пауза в переговорах приводит к тому, что стороны конфликта фиксируются на диаметрально противоположных позициях. Прошедшие пять лет стали периодом для апробации принципов, на которых должна была бы основываться договоренность. Посредники и наблюдатели в каком-то смысле спасли диалог сторон конфликта. Продолжился разговор о практических шагах для сохранения доверия сторон. Главное - все ориентированы только на политическое решение. Это значит, что выработка компромисса безальтернативна.
- Возможно ли блокирование Кишиневом или Тирасполем достижение договоренностей о возобновлении официальных переговоров между сторонами в формате "5 + 2", к чему призывают партнеры из ОБСЕ, США и Евросоюза?
- Конечно, и Кишинев, и Тирасполь как договаривающиеся стороны могут пойти на этот шаг. Вопрос в другом - хотят ли участники переговорного процесса выйти на урегулирование. Если да, то блокировать официальные переговоры бессмысленно. Могу лишь сказать, что на московской встрече мы вплотную подошли к возобновлению официальной работы. Встреча была приостановлена для того, чтобы дать возможность участникам проконсультироваться в своих столицах. В согласованные сроки она будет продолжена.
- Встреча по приднестровскому урегулированию проходит в сложный период: в Молдавии так и не сформирована верховная власть, а ПМР находится накануне парламентских и президентских выборов. Не повлияет ли это на переговорный процесс? Кто, по-вашему, должен определять будущее автономии по обеим сторонам Днестра?
- Переговорный процесс проходит не в вакууме, внутриполитическая ситуация и на правом, и на левом берегу Днестра влияет на него непосредственным образом. А в том, что касается будущего, то, как представляется, одобрить принятую политическими руководителями модель урегулирования должен народ Молдавии и Приднестровья.