Андрей Анненков, digit.ru
Десять лет назад, в июне 2001 года, Mr. Parker (Максим Кононенко) с Норвежским Лесным (Николай Данилов) придумали и сделали забавный сайт "Рая", имея ввиду собрать в одном месте поисковые машины "Яндекса" и "Рамблера". Единственная страница сайта представляла собой чистое поле, посреди которого между красной "Я" и голубой "R" стояла строка ввода. Щелчком мыши введенный в нее запрос можно было отправить либо на "Рамблер", либо на "Яндекс", а клавиша Enter вела на Google.
"Раи" уже нет, и возродить ее не получится, поскольку у "Рамблера" на этой неделе не стало собственной поисковой машины. "Рамблер" сам превратился в "Раю" - все поисковые запросы с него поступают к поисковой машине "Яндекса", ею обрабатываются, и результаты демонстрируются на rambler.ru.
Невелико событие. Рынок поиска, где у "Рамблера" было полтора процента, исчезновения поисковика и не почувствует, а те, кто привык искать именно на "Рамблере" (такие есть), вообще ничего не заметят – для них внешне все останется по-прежнему.
Но отечественную поисковую машину, которая у Рамблера была, жаль. Да, она отличалась своеобразием, искала хуже, чем "Яндекс" и Google, однако искала. Иной раз находила то, чего ни "Яндекс", ни Google не видели.
Случившееся, к сожалению, закономерно. Попытки Антона Носика объяснить смерть собственного поисковика Рамблера никудышным его качеством были бы убедительнее, не будь в истории Рамблера других потерь, ничуть не менее чувствительных.
Например, рейтинг сайтов по категориям, знаменитый Rambler Top 100, был важнейшим генератором трафика в Рунете. О попадании в Top 100 мечтали, а не попав – судились даже, бывало, с "Рамблером". Где теперь Тор 100?
Никогда у "Рамблера" не было ни того изящества, с каким развивался "Яндекс", ни яндексовской надежности. Да что изящество. Rambler совершал удивительные ошибки – например, одно время столь неумело боролся со спамом на своем почтовом сервисе, что на часы задерживал доставку писем.
"Рамблер" отчасти похож на другого ветерана – Yahoo, который тоже потерялся с приходом новичков (главным из которых был Google) и тоже отказался от своего поисковика в пользу майкрософтовского Bing. С одной только - но какой! - разницей: Yahoo не взял 42 миллиарда, предложенные Microsoft. Рамблер владельцы, конечно же, по сходной цене продали бы, найдись покупатель.
Главный актив Yahoo – люди. Те, кто работает в компании, и те, кто привык пользоваться yahoo.com. Без договоренности с этими людьми Yahoo нельзя купить даже за 42 миллиарда наличными – уволятся ключевые сотрудники, и что тогда?
Рамблер же ценен почти исключительно своей сохраняющейся по инерции аудиторией. Я только что еще раз прошелся по этому сайту, на котором давно отвык бывать, и не нашел ничего, что отличало бы его от "Яндекса" и Mail.ru. Просто отличало бы, не о преимуществах речь.
Разве что вот это, в разделе "О компании": "Рамблер" - первая поисковая система русскоязычного сегмента сети Интернет, созданная в 1996 году". Если так, значит, "Рамблер" прекратил существование.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции