Рейтинг@Mail.ru
РФ должна остаться главным посредником по Карабаху, считают эксперты - РИА Новости, 24.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

РФ должна остаться главным посредником по Карабаху, считают эксперты

Читать ria.ru в
Дзен
Отсутствие значимых итогов саммита в Казани по Карабаху был предсказуем, но Россия обязана продолжать свои посреднические усилия для достижения полномасштабного урегулирования карабахской проблемы, считают российские эксперты, комментируя завершившуюся встречу глав Армении, Азербайджана и РФ.

МОСКВА, 24 июн - РИА Новости. Отсутствие значимых итогов саммита в Казани по Карабаху был предсказуем, но Россия обязана продолжать свои посреднические усилия для достижения полномасштабного урегулирования карабахской проблемы, считают российские эксперты, комментируя завершившуюся встречу глав Армении, Азербайджана и РФ.

Лидеры РФ, Армении и Азербайджана Дмитрий Медведев, Серж Саргсян и Ильхам Алиев обсуждали в пятницу в Казани основные принципы нагорно-карабахского урегулирования. Саммит завершился без достижения договоренностей об основных принципах урегулирования в Нагорном Карабахе, но стороны констатировали прогресс на пути к этой цели, следует из совместного заявления по итогам саммита.

"Итог саммита в нынешних условиях был предсказуем. Но важнейшим фактором решения нагорно-карабахского конфликта продолжает оставаться позиция Москвы. Да, это серьезная миссия и серьезная ноша, но решение вопроса во многом зависит и от того, насколько стороны будут прислушиваться к мнению России", - сказал в интервью РИА Новости генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Власов.

По его словам, большинство экспертов и он сам не высказывали оптимистических прогнозов по поводу достижения соглашения между Арменией и Азербайджаном. При этом он особо отметил, что "посреднические усилия российского лидера надо всячески приветствовать".

"Модераторам переговорного процесса в данной ситуации надо "власть употребить" - обозначить более жесткую позицию в отношении того, чтобы стороны конфликта соблюдали мадридские принципы. Они четко прописаны, и, в конце концов, никто не заинтересован в том, чтобы нагорно-карабахский конфликт из замороженной фазы перерос в горячий вариант его решения", - подчеркнул политолог.

Он выразил мнение, что "вопрос репутационных рисков для Вашингтона, Брюсселя и Москвы, в том числе, никто не отменял". "Очень важно, в конце концов, мягко, но надавить и на Ереван, и на Баку с тем, чтобы мадридские принципы выполнялись безоговорочно", - отметил Власов.

Генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, отмечая значимость российских усилий, все же считает, что карабахский конфликт вряд ли может быть решен в ближайшее время.

"Армянская сторона не очень готова к тому, чтобы вернуть те районы, которые оказались под ее контролем в ходе активной фазы карабахского конфликта, в потом уже обсуждать статус Нагорного Карабаха. Все-таки там есть настрой, чтобы каким-то образом увязать это в один пакет. Поэтому сегодня международная конъюнктура складывается в пользу Азербайджана", - сказал он.

Возвращаясь к посреднической роли Москвы, эксперт выразил мнение, что "особых лавров Россия вряд ли получит, но деваться ей некуда", и наша страна продолжит быть главным игроком в переговорном процессе.

Основные принципы разрешения нагорно-карабахского конфликта, известные как "мадридские", были представлены Армении и Азербайджану министрами иностранных дел Франции и России и помощником госсекретаря США в ноябре 2007 года. В прошлом году посредники передали армянской и азербайджанской сторонам их обновленный вариант.

Мадридские принципы включают, в частности, возвращение Азербайджану территорий вокруг Нагорного Карабаха; промежуточный статус для Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправления; коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом; определение будущего окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем имеющего обязательную юридическую силу волеизъявления его населения; право всех внутренних и перемещенных лиц и беженцев на возвращение в места прежнего проживания; международные гарантии безопасности, включая миротворческую операцию.

Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.

Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.

Казанский саммит стал девятой трехсторонней встречей на высшем уровне с 2008 года и второй в текущем году. Предыдущий саммит прошел 5 марта в Сочи. Инициативу проведения нынешней встречи в Казани поддержали президенты США и Франции Барак Обама и Николя Саркози.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала