Рейтинг@Mail.ru
Валаам - духовный форпост северо-запада России - РИА Новости, 24.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Валаам - духовный форпост северо-запада России

Читать ria.ru в
Дзен
Валаам - самый крупный остров одноименного архипелага Ладожского озера. Из-за особенностей геологического строения и географического положения на архипелаге существует особый микроклимат. Виной тому скальная основа островов и собственно само Ладожское озеро, крупнейшее в Европе.

Валаамский монастырь по праву можно считать гимном красоте православной архитектуры и духовности на фоне северной природы. Великие художники и ученые XIX-XX веков приезжали сюда, чтобы отобразить красоту северной природы и впитать благость здешних мест. Есть намоленные иконы, а есть и намоленные церкви. В отношении религиозных храмов Россия - уникальная страна, в Списке Всемирного культурного наследия человечества ЮНЕСКО из 24 отечественных объектов 11 - это православные храмы и монастыри. Пока Валаамский монастырь не входит в их число, но это не умаляет его значения как форпоста православия и духовности на северо-западе России. Кстати говоря, в соответствии с указом президента РФ Валаамский монастырь является достоянием народов России.

Валаам - самый крупный остров одноименного архипелага Ладожского озера. Из-за особенностей геологического строения и географического положения на архипелаге существует особый микроклимат. Виной тому скальная основа островов и собственно само Ладожское озеро, крупнейшее в Европе. Воды его медленно нагреваются весной и столь же неспешно остывают осенью, что приводит к сдвижке времен года на 2-3 недели. Нагревающийся от гранитных скал и поднимающийся вверх теплый воздух препятствует образованию облаков, вследствие чего на островах на 30 солнечных дней больше, чем на материке.

Известен Валаам в первую очередь благодаря Спасо-Преображенскому мужскому монастырю с величественным собором и 72-метровой колокольней. На протяжении веков вокруг монастыря и на островах архипелага монахи возводили скиты, часовенки и поклонные кресты. Особое место в истории монастыря занимают инженерные сооружения: скальные колодцы, судоходные каналы, осушительные системы.

На рубеже XIX и XX веков, до того как в 1918 году Валаамский архипелаг отошел к Финляндии, монастырь представлял из себя фактически независимое островное государство, со своими суконным, свечным и кирпичным заводами и предприятиями. Здесь добывали и шлифовали на продажу гранит, на экспорт отправляли скипидар. Внедряли в жизнь самые передовые достижения современной по тем временам науки и техники. Кстати, электричество в монастырских палатах провели раньше, чем в петербургских домах.

Монахи сами себя обеспечивали всеми видам сельскохозяйственной продукции: от фруктов и овощей до мяса и птицы. На острове в теплицах вызревали арбузы весом до восьми килограммов и трехкилограммовые дыни. Выращивали лекарственные растения, а к местным врачам приезжали пациенты даже из столицы Российской империи. Неоднократно монастырь посещали русские цари и члены царского дома. С 1842 года, с открытием пассажирского пароходного сообщения Петербург - Валаам - Сердоболь (Сортавала), монастырь стали регулярно посещать богомольцы. В дни больших религиозных праздников в монастырских гостиницах размещалось до 4 тысяч постояльцев.

Приехав на Валаам, можно полюбоваться его скалистыми берегами, сосновыми лесами. Недаром здесь находили вдохновение художники Иван Шишкин, Архип Куинджи, Николай Рерих, Рокуэлл Кент, а в XIX веке выпускники Санкт-Петербургской академии художеств писали здесь свои дипломные работы. Сюда приезжали писатели и поэты, в частности Федор Тютчев, Николай Лесков, Александр Дюма (отец), композиторы Петр Чайковский и Александр Глазунов, путешественник Николай Миклухо-Маклай и автор таблицы химических элементов Дмитрий Менделеев.

Помимо стандартной однодневной экскурсионной программы с посещением центральной усадьбы, а также Воскресенского и Гефсиманского скитов, можно договориться с местными жителями и арендовать лодку для рыбной ловли. Или же с ветерком прокатиться по протокам и каналам острова на катере, искупаться, купить у местных рыбаков вяленой или копченой рыбки. Места здесь удивительно красивые и рыбные. Не удивительно, что первые люди пришли сюда еще задолго до христианства: на островах есть и древние круги, выложенные камнями, и рунические надписи.

Первые же упоминания о христианском братстве на острове относятся к X веку, говорится в них о преподобных Сергии и Германе, греческих иноках, пришедших с Востока с целью нести слово Божье. Если их роль в основании монашеской братии никто не оспаривает, то о времени строительства первого монастыря до сих пор идут споры: то ли это X-XI век, то ли XII-XIV века. Ничего необычного в этом нет, поскольку земли эти располагались на границе со шведским королевством, подвергались набегам и разрушались неоднократно. В этих войнах и кануло в небытие описание жития преподобных Сергия и Германа Валаамских, а вот мощи, их погребенные в пределах местного храма, сохранились до сих пор.

Достоверно о Валаамском монастыре можно говорить начиная с 1407 года, когда информация о нем появилась в письменных источниках. Тогда на архипелаге проживало уже около 600 монахов. Монастыри в ту пору строились не только как опора веры и центр просвещения, но и как крепости на серверных границах сначала Новгородского княжества, а после присоединения в 1478 году в результате походов Ивана III к Российскому государству, на границах Российского государства. Такими монастырями-крепостями были Старая Ладога в устье реки Волхов, Соловецкий монастырь на Белом море и некоторые другие. В начале XVII века Валаамский монастырь хоть и был на границе, но в полной мере крепостью так и не стал. В 1617 году, после заключения Столбовского договора архипелаг вместе с монастырем отошел шведам.

С окончанием Северной войны в 1721 году согласно Ништадтскому мирному договору Западная Карелия возвращается России. С терпением и упорством монахи начинают восстанавливать утраченный монастырь, но не просто восстанавливать, а создавать практически заново. На остров завозится плодородная почва для выращивания садовых деревьев и ягодных кустов, пользуя микроклимат острова и теплицы, здесь начинают выращивать бахчевые культуры.

Расцвет монастыря приходится на время правления игумена Дамаскина (в миру Кононов), настоятеля Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. На протяжении 42 лет, начиная с 1839 года, стоял он во главе обители, именно он привлек на остров петербургского академика от архитектуры Алексея Горностаева, который спроектировал и начал строительство центрального Спасо-Преображенского собора, способного вместить 3 тысячи человек. Были сооружены летняя и зимняя гостиницы, молочная ферма, рыборазводное хозяйство, водопровод, Покровская часовня, церковь Преподобных Отцов, Никольский и Белый скиты, скит Александра Свирского, другие храмовые здания. Была у монастыря и своя небольшая флотилия - монастырский пароход "Святой Николай" таскал по озеру баржи и лодки с паломниками на борту. Кстати говоря, до 1917 года передвижение по острову было возможно только по дорогам и под присмотром монахов.

После Октябрьской революции западная часть Ладожского озера с Валаамским архипелагом отошла Финляндии. По итогам Второй мировой войны архипелаг и западное побережье Ладоги было возвращено СССР, но за эти 30 лет нахождения за границей монастырь опустел. В послевоенное время здесь был основан светский поселок. Только в 1989 году было принято решение о возвращении церкви монастыря и некоторых построек. В том же году 13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров прибыли первые шесть монахов, а 13 декабря 2005 года на старинной звоннице вновь зазвучал 1000-пудовый колокол "Андрей Первозванный".

Сегодня остров Валаам входит в обязательную туристическую программу круизных теплоходов, снующих по Ладожскому озеру. Посетить остров можно, во-первых, купив билет на круизный теплоход, следующий по маршруту Москва - Санкт-Петербург, а во-вторых, на теплоходах, отправляющихся с Речного вокзала Северной столицы. Для примера: стоимость трехдневного тура на теплоходе "Карл Маркс" начинается с 4,9 тысячи рублей с человека.

Двухдневные поездки на Валаам организует паломническая служба монастыря, расположенная в Санкт-Петербурге. В стандартную программу (те же 4,9 тысячи) входит поездка на автобусе до Приозерска и переезд на остров на теплоходе, размещение в паломнической гостинице "Мансарда" на одну ночь, обед в трапезной, экскурсия по центральной усадьбе Валаамского монастыря, посещение Никольского скита и Игуменского кладбища, всенощное бдение в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, посещение Скитского острова, второй обед и возвращение в Санкт-Петербург.

Желающие остановиться на Валааме могут воспользоваться гостиницей "Зимняя", что находится в поселке Валаам недалеко от монастыря и рядом со Знаменской часовней. Отель занимает одно крыло здания, построенного еще в 1900 году, так что атмосфера прошлого века вам обеспечена: высокие сводчатые потолки и узкие комнаты номеров по виду напоминают монашеские кельи. Стоимость двухместной кельи - от 2 тысяч рублей и выше. По тем же ценам предлагает размещение гостиница "Игуменская", находящаяся в центральной усадьбе Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, недалеко от причала в Монастырской бухте.

Поскольку монастырь действующий, то при посещении храмов и территории внутреннего каре мужчины должны быть без головных уборов, а женщины - в юбках и платках.

Алексей Хованов, РИАН.Туризм

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала