Анна Курская, РИА Новости.
Российская авиация столкнулась с неожиданной проблемой: хулиганы все чаще пытаются слепить пилотов лучами лазера, применяя для этого обычные лазерные указки. Такие помехи пилотам при заходе на посадку представляют собой реальную угрозу безопасности пассажиров. В Америке, где с этой напастью борются уже 20 лет, подобное правонарушение карается тюрьмой и крупными штрафами.
Российские летчики надеются, что западный опыт будет применяться и у нас.
Охота на пилотов
24 июня стало известно, что накануне вечером неизвестные пытались ослепить лазером экипажи двух пассажирских самолетов, заходивших на посадку в ростовском аэропорту. В тот же вечер "лазерной атаке" подверглись пилоты еще одного пассажирского самолета перед приземлением в столичном аэропорту "Домодедово".
В начале июня Росавиация выражала обеспокоенность участившимися случаями ослепления пилотов лазерными лучами. Оказывается, во второй половине 2010 года ведомству стало известно о пяти инцидентах подобного рода, а с начала 2011 года – уже о 30. По данным ведомства, наибольшее число таких происшествий было зафиксировано в районе аэропортов "Внуково" и "Шереметьево", а также аэропорта Ростова-на-Дону.
Попытки помешать пилотам лазером происходят во время наиболее ответственного этапа полета – захода на посадку, когда самолет находится на небольшой высоте и становится наиболее уязвим для луча, рассказал РИА Новости Сергей Кнышов, командир “Ил-96” авиакомпании "Аэрофлот".
"С такого расстояния попасть летчику лучом в глаз практически нереально – вероятность не выше, чем при попытке попасть в комара за километр. Но во время приземления пилот должен быть сосредоточен, у него каждая секунда на счету, а движение постороннего света по кабине отвлекает его и вызывает неприятные ощущения. Если еще в этот момент добавляются такие факторы, как плохая погода – проблема усугубляется", – считает летчик.
Все началось в Америке
Проблема бытовых лазеров, угрожающих авиации, родилась в США, и сегодня она известна всему миру, рассказал РИА Новости Валерий Шелковников, президент консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов". По словам эксперта, в 2005 году Федеральная авиационная администрация США сообщила о 1527 подобных случаях. В 2011 году их число выросло до 2836, почти удвоилось.
Сначала ослепление пилотов лазером квалифицировалось в США как хулиганство, а затем стало считаться уголовным преступлением, угрожающим безопасности полетов. Виновные приговаривались к тюремному заключению и уплате крупных денежных штрафов.
Так, в сентябре 2009 года житель Калифорнии Балтазар Валладарес был приговорен к 37 месяцам лишения свободы за направление лазера на пассажирский самолет и на полицейский вертолет в районе аэропорта города Сакраменто. Вертолетчики оказались намного расторопнее, чем ожидал Валладарес, и определили, из какого дома идет лазерный луч. Через несколько минут после лазерной атаки полиция уже стучалась в дверь злоумышленника.
Жесткие инструкции
"Американская полиция и ФБР дали очень жесткие инструкции свои сотрудникам по наземному и воздушному поиску и поимке злоумышленников с лазерами. Ловить их очень сложно, часто они находятся в помещении. В последнее время нарушителей находят ночью, с помощью полицейских вертолетов, оснащенных мощными фарами – мы все видели в фильмах, как они летают между небоскребами… Этот способ борьбы оказался очень эффективным", – рассказал Шелковников.
По его словам, совсем недавно Европейская ассоциация пилотов подготовила памятку для своих летчиков "Что делать при ослеплении лазером". В нее входят достаточно простые правила: "закройте глаза рукой от источника света", "избегайте прямого попадания лазерного луча в глаз", "никогда не трите глаза", "если пилот на другом кресле не был освещен (лучом), он должен немедленно взять на себя управление самолетом", "выполните маневр по уклонению от лазера, если это возможно", "срочно включите автопилот", "включите освещение кабины на максимальную яркость для уменьшения эффекта повторного воздействия" и так далее.
В начале октября этого года в Брюсселе в штаб-квартире Евроконтроля пройдет международный форум по этой проблеме, сообщил президент агентства "Безопасность полетов".
Меры должны быть приняты
Эксперты считают, что западный опыт по борьбе с "лазерными" хулиганами можно и нужно использовать у нас. Они сходятся во мнении, что вокруг аэропортов должна быть создана зона безопасности, позволяющая контролировать обстановку в секторе захода на посадку и набора высоты после взлета. Сейчас взлетно-посадочные полосы обнесены заборами, но на практике эта территория почти не охраняется.
"Нужно, чтобы за зоной безопасности следили специально обученные люди, вели наблюдение с камер, не пускали туда посторонних. Если провести круг радиусом в 10 километров от центра полосы такого аэродрома, как Шереметьево или Домодедово – это составило бы по 2-3 километра в сторону по периметру забора – мне кажется, для зоны безопасности этого будет вполне достаточно. Когда самолет набирает высоту более 400-500 м, лазер в его кабину уже не попадет из-за угла наклона луча", – отметил Сергей Кнышов.
"Мы обратились в Росавиацию с просьбой принять подобные меры, поскольку у нас пока только фиксируются происшествия, – сообщил Валерий Шелковников. – Комплекс вопросов, связанных с защитой летчиков от лазера, должен решаться на уровне правительства. За эти правонарушения должна быть введена уголовная ответственность. Также надо как можно быстрее собрать Межведомственную комиссию по авиационной безопасности и безопасности полетов для изучения международного опыта по решению этой проблемы".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции