МОСКВА, 24 июн - РИА Новости. Уходящая неделя была бурной - рокеры сражались за Завидово и "Нашествие" против властей Тверской области и их свиной чумы, Московская биеннале вдруг решила не ограничиваться столицей, а захватить еще пару российских городов и заодно Лондон, театрам наконец подарили концепцию, излагающую, как им жить до 2020 года, а китайские власти, которые неожиданно три месяца назад арестовали знаменитого художника Ай Вэйвэя, также неожиданно отпустили его под залог, обязав молчать и не общаться с прессой.
Без свиней и прочего мяса
Юбилейный фестиваль "Нашествие", к которому организаторы, по их собственному признанию, начали готовиться чуть ли не сразу после окончания прошлогоднего "главного приключения лета", неожиданно оказался под угрозой на этой неделе. Запланированный на 8 -10 июня в поселке Завидово Тверской области опен-эйр стал очередной жертвой африканской чумы свиней, точнее - карантина, введенного из-за нее на территории области.
В понедельник и.о. губернатора Андрея Шевелева Тверской области ввиду опасности распространения инфекции предложил организаторам рассмотреть вопрос об отмене столь массового мероприятия, как "Нашествие", а уже во вторник выслал оргкомитету фестиваля письмо с требованием отменить концерт. В тот же день продюсеры опен-эйра категорично заявили, что никуда они не переедут и ничего не отменят в интересах 150 тысяч меломанов, уже купивших билеты и запланировавших поездку.
В ночь на среду вопрос был решен - оказывается, у и.о. губернатора просто не было полной информации по фестивалю, а после того, как он прочел письмо организаторов "Нашествия", все вопросы отпали сами собой, и Шевелев предложил представителям опен-эйра заключить специальное соглашение.
Главным сюрпризом этого года станет не музыкальная программа, а отсутствие мяса, которое, по новому соглашению, запрещено ввозить на территорию "Нашествия". Кроме того, его гостям придется оставить своих домашних питомцев дома, а транспорт, включая личный, и саму площадку подвергнут тотальной дезинфекции.
До самых до окраин
Московская биеннале расширяется - об этом объявил ее комиссар Иосиф Бакштейн. Отныне она будет проводиться не только в столице, но и там, где захотят устроить ее специальные проекты. В этом году такое желание выразили Нижний Новгород, Екатеринбург, поразивший прошлой осенью размахом 1-й Индустриальной биеннале, Киев, где есть Pinchuk Art Center, и Лондон, про который в смысле современного искусства все ясно и так. Пока, правда, непонятно, что конкретно там покажут. Неясности остаются и с 80 участниками основной выставки биеннале "Переписывая миры", которую курирует Питер Вайбель. Пока озвучили только часть имен, среди наших оказались Елена Елагина и Игорь Макаревич, Алина Гуткина и группы "Синий суп" и "Электробутик". Интрига с зарубежными художниками закручивается вокруг Ай Вэйвэя. Организаторы биеннале вовсю ведут переговоры о его участии и, может статься, в связи с выходом из тюрьмы под залог автора пекинского олимпийского стадиона и инсталляции из фарфоровых семечек, они вскоре успешно завершатся.
Вэйвэй на свободе
Собственно, организаторы биеннале как в воду глядели: художник Вэйвэй, которого, по мнению арт-сообщества, незаслуженно три месяца назад упекли за решетку, - на свободе, но под залог и обет молчания. За короткий срок заключения он стал чуть ли не главным диссидентом в мире. То, что делал Вэйвэй в своем творчестве, вызывало неоднозначную реакцию: его знаменитую акцию "1001 стул" обвинили в паразитировании на национальной теме, стадион в Пекине для Олимпийских игр - в разрушении традиций, а гору фарфоровых семечек в "Тэйт Модерн" - в излишней эстетизации. Но это все оказалось "семечками" в сравнении с конфликтом Вэйвэя с властями Китая. Его критические высказывания в адрес устройства родной страны достигли точки кипения и повлекли арест художника. Официально ему вменяют уклонение от налогов, но неофициально весь мир уверен - дело политическое. На бесчисленные петиции от МИДов европейских стран и руководителей крупнейших музеев Китай ответил вежливой просьбой не вмешиваться во внутренние дела страны. Наконец, в среду стало известно, что Вэйвэй на свободе - проведшего несколько месяцев в полной изоляции (к нему не пускали близких и за все это время ему было разрешено лишь одно свидание с женой), художника выпустили под залог. Что будет дальше - покрыто мраком, но учитывая, с какой резвостью правительство Китая разрушило мастерскую художника, построенную на их же деньги, ожидать можно всего.
Жилье - актерам, спектакли - детям
Концепция развития театрального дела в России до 2020 года, о которой так долго говорили, наконец, принята. Она констатирует грустное: сцен у нас не мало, а очень мало, а во многих местах, где живут люди, театры вовсе отсутствуют. Гордость России, репертуарный театр, в кризисе: те, кто что-то может, предпочитают фриланс и разовые проекты, прочие гонят поднадоевшую классику. Актеры (особенно не первой молодости) жалуются на невостребованность, а детям смотреть вообще нечего.
В ответ документ обещает, что к 2020 году будут ставить в два раза больше современных пьес для взрослых и в четыре - для детей, труппы начнут гастролировать чаще и дальше, безработных артистов трудоустроят. Чтобы сделать сказку былью, государственные репертуарные театры простимулируют рублем за современные и детские постановки и гастроли, а частные - льготами за любовь к экспериментам. Артистам, достигшим возраста, в котором уже не сыграешь Ромео или Джульетту, обещают подыскать работу с помощью "актерских бирж"; тех, кому из-за этого придется переезжать, расселят в гостиницах-общежитиях, которыми оснастят половину театров.
В итоге, обещает концепция, страна получит культурных граждан, которым по силам строительство инновационной экономики, в залах, и довольных актеров, режиссеров, осветителей и прочих костюмеров - за кулисами.