Рейтинг@Mail.ru
Незаконный оборот наркотиков в Азиатском регионе. Справка - РИА Новости, 24.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Незаконный оборот наркотиков в Азиатском регионе. Справка

Читать ria.ru в
В ряде стран Азиатского региона незаконный оборот наркотиков осуществляется международными группировками наркоторговцев. Серьезной проблемой остается изготовление и сбыт стимуляторов амфетаминового ряда, культивирование каннабиса, производство и распространение опия. Правительства стран Центральной Азии осуществляют сотрудничество в вопросах сокращения предложения запрещенных наркотиков и спроса на них.

Восточная и Юго-Восточная Азия
Согласно докладу Международного комитета по контролю над наркотиками за 2010 год, в странах Восточной и Юго-Восточной Азии произошло резкое увеличение масштабов незаконного культивирования опийного мака.

Крупнейшими производителями опия в регионе являются Мьянма, на долю которой приходится около 95% всего производства опия в Юго-Восточной Азии, а также Лаосская Народно-Демократическая Республика и Таиланд (страны, известные как "Золотой треугольник").

Общая площадь земель, занятых под незаконное культивирование опийного мака, составила 33 811 гектаров (га). В Мьянме площадь незаконных посевов опийного мака составляет 31 700 га, в Лаосской Народно-Демократической Республике – 1 900 га, в Таиланде посевами мака в разных районах страны занято примерно 211 га.

По данным Интерпола, благодаря наблюдавшимся в течение нескольких лет неблагоприятным природным условиям и реализации правительствами новой политики принудительного искоренения посевов за последние пять лет в Юго Восточной Азии заметно сократились объемы незаконного изготовления героина. Наибольший объем изъятий героина в Восточной и Юго-Восточной Азии пришелся на долю Вьетнама, Китая, Малайзии и Таиланда.

В ряде стран региона незаконный оборот героина осуществляется международными организациями наркоторговцев, некоторые из которых возникли в Африке. Эти организации, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, орудуют в Индонезии, Камбодже, Китае (включая Гонконг), Малайзии, Таиланде и на Филиппинах и тесно связаны с источниками поставок в странах Западной Азии. Кроме того, в Китае существенно возросло число случаев, в которых фигурируют наркоторговцы иностранцы.

Серьезной проблемой в Восточной и Юго-Восточной Азии остаются незаконное изготовление и незаконный оборот стимуляторов амфетаминового ряда. Такие стимуляторы незаконно изготавливаются практически везде, где существует широкий доступ к необходимым химическим веществам – прекурсорам.

В течение последних двух лет об уничтожении нескольких подпольных лабораторий по изготовлению стимуляторов амфетаминового ряда сообщили Индонезия, Камбоджа, Малайзия, Мьянма и Филиппины.

По данным Интерпола, значительное количество метамфетамина незаконно ввозится в Восточную и Юго Восточную Азию из Исламской Республики Иран через соседние страны.

В Восточной и Юго-Восточной Азии существует проблема незаконного культивирования растения каннабис. В Лаосской Народно-Демократической Республике каннабис незаконно выращивается в целях экспорта в соседние страны, главным образом в центральных провинциях, а именно в районах, расположенных вблизи реки Меконг.

В Японии растение каннабис незаконно культивируется в защищенном грунте для внутреннего потребления. Растут масштабы незаконного производства и незаконного оборота каннабиса, а также злоупотребления им в Монголии, хотя в целом они признаются незначительными. Объем культивирования в этой стране предположительно невелик, поскольку основным местным источником каннабиса является каннабис, естественно произрастающий в северных провинциях.

Южная Азия

Во всех странах Южной Азии ведется широкомасштабное незаконное культивирование растения каннабис, что способствует незаконному обороту марихуаны и смолы каннабиса. В Индии развит незаконный оборот героина, морфина и опия. Производимое в Индии героиновое основание низкого качества, известное под названием "коричневый сахар", является предметом злоупотребления в Индии и также вывозится контрабандным путем в другие страны Южной Азии. Героин более высокого качества, провозимый через этот регион контрабандой, поступает из Афганистана и Мьянмы. Для контрабандного вывоза героина из Индии широко используются курьерские и почтовые службы.

В странах Южной Азии широко распространено также злоупотребление фармацевтическими препаратами, содержащими наркотические средства и психотропные вещества. Индия, обладающая хорошо развитой фармацевтической промышленностью, является основным производителем таких препаратов, которые провозятся контрабандой через слабо охраняемые границы Индии с соседними странами.

Бангладеш во все большей степени используется преступными сетями в качестве источника фармацевтических препаратов, содержащих псевдоэфедрин. Псевдоэфедрин индийского производства формуется в Бангладеш в виде таблеток и затем отправляется в страны Центральной Америки и Карибского бассейна.

Ранее сообщалось, что кетамин, который не подпадает под международный контроль и злоупотребление которым получает все более широкое распространение в странах Восточной и Юго Восточной Азии, поступает из Китая и других стран этого региона. Однако в последние годы в страны Восточной и Юго Восточной Азии контрабандой ввозится кетамин индийского происхождения.

Западная и Центральная Азия

В 2010 году общая площадь незаконных посевов опийного мака в Западной Азии, уменьшавшаяся в 2008 2009 годах, не изменилась и составила 123 тыс. га, при этом незаконное производство опия сократилось почти вдвое по сравнению с показателями за 2009 год. Такой резкий спад обусловлен снижением урожайности с гектара вследствие поразившего растения опийного мака грибкового заболевания, заморозков и засухи.

Согласно опубликованному Управлением ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) в сентябре 2010 года обследованию Afghanistan Opium Survey 2010: Summary Findings (Обследование по опию в Афганистане за 2010 год: основные выводы), незаконное культивирование опийного мака в Афганистане сосредоточено в основном в южных и западных районах страны. В 2010 году наибольшие масштабы незаконного культивирования опийного мака отмечались в провинции Гильменд, на долю которой приходится 53% всей территории, занятой под такое культивирование; за ней следует Кандагар (21%). Количество провинций, свободных от опийного мака, в 2010 году не изменилось и осталось на уровне 20 провинций, при этом северный регион сохранил статус региона, в котором ликвидировано культивирование опийного мака.

По оценкам ЮНОДК, в конце 2009 года совокупные запасы опия в Афганистане и соседних странах составили около 12 тыс. тонн. Этого количества достаточно для удовлетворения общемирового незаконного спроса на опиаты в течение двух с половиной лет.

Безопасность в южных провинциях Афганистана в значительной степени зависит от того, имеет ли место незаконное культивирование опийного мака. Собранная ЮНОДК информация свидетельствует о том, что подавляющее большинство селений, которые не могут считаться безопасными, вовлечены в культивирование опийного мака. Наркоторговцы и другие преступные группировки побуждают сельских жителей к тому, чтобы выращивать опийный мак, обеспечивая охрану возделываемых ими полей и в некоторых случаях используя угрозы и запугивание.

Афганистан является одной из основных стран, в которых незаконно культивируется каннабис. Масштабное незаконное культивирование каннабиса осуществляется в 17 из 34 провинций Афганистана, и под такое культивирование занято, по оценкам, от 10 тыс. до 24 тыс. га. Выход смолы каннабиса с единицы площади в Афганистане является исключительно высоким (около 145 кг с гектара) и более чем втрое превышает аналогичный показатель по Марокко (40 кг с гектара). В 2009 году 67% крестьян, выращивавших каннабис, выращивали также опийный мак.

Существует несколько маршрутов транспортировки произведенного в Афганистане опия, который по пути (в Афганистане или за его пределами) в специальных лабораториях превращается в героин. Из этих маршрутов главными являются балканский (через Иран (вариант – в Пакистан к порту Карачи и далее – морским путем), Турцию, балканские страны и далее – в Южную и Центральную Европу по направлению к Нидерландам) и северный (или "шелковый путь"). В последнем случае главным магистральным направлением считается совокупность маршрутов, проходящих через Таджикистан, Кыргызстан (или узбекскую часть Ферганской долины), Казахстан, Россию и далее через Украину, Белоруссию либо страны Прибалтики в Восточную Европу, Германию и Нидерланды. Различные ответвления маршрута идут через афганско-узбекскую границу и Казахстан (в середине 1990-х гг. один из главных северных путей проходил через город Термез, оттуда – в города Карши, Бухару, Ургенч, Нукус и далее через плато Устюрт в Казахстан и Россию), через афганско-туркменскую границу – в Казахстан или Азербайджан, в большинстве случаев выходя после этого к российской территории, однако иногда направляясь в обход ее, в частности через Турцию.

В ряде стран Центральной Азии и Закавказья незаконное культивирование опийного мака развито в незначительных масштабах. Незаконно производимый опий в основном употребляется на месте, сравнительно небольшое его количество контрабандой вывозится в Российскую Федерацию.

В 2009 году через Центральную Азию было переправлено порядка 25% подготовленных в Афганистане опиатов. Вместе с тем в субрегионе сохраняется тенденция заметного сокращения объема изъятий наркотиков.

За первые три месяца 2010 года в Центральной Азии было изъято на 26% меньше героина, чем за тот же период 2009 года (сокращение с 897 кг до 662,5 кг). В Казахстане объем изъятий героина сократился на 60%, в Кыргызстане – на 64% и в Узбекистане – на 60%. Только Таджикистан увеличил объем изъятий героина на 33% – с 266 кг до 353 кг.

Нестабильная политическая обстановка, горный ландшафт и малоэффективный пограничный контроль, а также усугубляющие положение конфликты в некоторых районах Закавказья, способствуют распространению всех видов преступной деятельности, в частности незаконной иммиграции, незаконного культивирования наркотикосодержащих культур, незаконного оборота и отмывания денежных средств.

Региональное сотрудничество и борьба с наркотиками в странах Средней Азии

Страны Восточной и Юго-Восточной Азии – Вьетнам, Камбоджа, Китай, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Мьянма и Таиланд – регулярно проводят совместные операции по изъятию наркотиков и прекурсоров (вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств) и ликвидации подпольных лабораторий.

Правительства Японии и Таиланда принимают упреждающие меры по профилактике наркомании в рамках успешного сотрудничества между соответствующими министерствами и учреждениями, такими как японский Центр профилактики наркомании, а также представителями частного сектора этих стран. В Таиланде реализуется совместная инициатива министерства здравоохранения и министерства образования под девизом "Быть впереди всех". В ходе этой кампании проводятся мероприятия по повышению уровня осведомленности населения страны о наркомании и профилактические мероприятия в школах и общинах.

В 2008 году в Индии был создан Национальный консультативный комитет по борьбе с наркоманией и реабилитации с целью оказания консультативной помощи правительству Индии в вопросах, связанных с сокращением незаконного спроса на наркотики. Его возглавляет министр обеспечения социальной справедливости и полномочий.

В декабре 2009 года министры иностранных дел Бангладеш, Бутана, Индии и Шри-Ланки в рамках встречи министров государств – участников Инициативы стран Бенгальского залива в области многоотраслевого технического и экономического сотрудничества (БИМСТЕК) подписали Конвенцию о борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, призванную содействовать оказанию взаимной помощи в деле расследования и пресечения транснациональной организованной преступности, а также уголовного преследования лиц, виновных в совершении таких преступлений.

В январе 2010 года премьер министры Бангладеш и Индии подписали Соглашение о борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Согласно этому соглашению в целях расширения сотрудничества в области предотвращения и расследования таких уголовных преступлений, как контрабанда наркотиков, был учрежден координационный комитет в составе представителей правоохранительных органов и разведывательных служб этих двух стран.

Правительства Афганистана, Ирана и Пакистана осуществляют региональное сотрудничество в рамках Трехсторонней инициативы, нацеленной на осуществление разработанной ЮНОДК стратегической программы путем реализации проектов в области сотрудничества в пограничных районах.

Правительства стран Центральной Азии осуществляют двустороннее и многостороннее сотрудничество в таких областях, как сокращение предложения запрещенных наркотиков и спроса на них, контроль над прекурсорами, охрана границ, противодействие распространению ВИЧ/СПИДа и борьба с организованной преступностью и отмыванием денежных средств. Они участвуют также в различных региональных проектах и международных операциях, осуществляемых под эгидой Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества и государств, подписавших в 1996 году Меморандум о взаимопонимании относительно субрегионального сотрудничества в области контроля над наркотиками (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Продолжает также расти число совместных программ, осуществляемых и поддерживаемых Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Всемирным банком, Всемирной таможенной организацией, Интерполом, Консультативной группой по вопросам политики в рамках Парижского пакта, Советом Россия НАТО, Механизмом Дублинской мини группы, а также отдельными правительствами.

В Москве 27 марта 2010 года под эгидой Шанхайской организации сотрудничества была проведена специальная конференция по Афганистану, основное внимание в ходе которой было уделено последствиям сложившейся в Афганистане ситуации для соседних стран и определению путей совместного противодействия региональным угрозам, таким, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность. В Конференции принимали участие, в частности, министры государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и представители государств – членов Группы восьми, Ирана (Исламская Республика), Туркменистана и Турции, Организации Объединенных Наций, ОДКБ, ОБСЕ, Европейского союза и Организации североатлантического договора (НАТО).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала