Рейтинг@Mail.ru
Война с "бомбилами": таксисты и эксперты призывают к жестким решениям - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Война с "бомбилами": таксисты и эксперты призывают к жестким решениям

Читать ria.ru в
Дзен
Рынок услуг такси в Москве – под контролем нелегалов, столица поделена на сферы влияния, и лицензирование нынешних "бомбил", предложенное городскими властями, проблему, по мнению как экспертов, так и легальных перевозчиков, не решает. Навести порядок в отрасли можно, если с умом использовать зарубежный опыт, но это предполагает более жесткие меры.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Рынок услуг такси в Москве – под контролем нелегалов, столица поделена на сферы влияния, и лицензирование нынешних "бомбил", предложенное городскими властями, проблему, по мнению как экспертов, так и легальных перевозчиков, не решает. Навести порядок в отрасли можно, если с умом использовать зарубежный опыт, но это предполагает более жесткие меры.

Московские власти приняли в первом чтении законопроект о поправках к закону "О такси в городе Москве" и надеются, что их инициатива поможет избавить столицу от нелегальных перевозчиков – в просторечии "бомбил". Последним предлагается бесплатно оформить соответствующую лицензию и стать добропорядочными таксистами.

Условия необременительные: иметь водительский стаж не меньше трех лет, действующий талон техосмотра, лицензию индивидуального предпринимателя, плюс приобрести таксометр, специальный плафон на крышу и нарисовать шашечки.

Эксперты уверены, что эти законодательные инициативы не только не помогут решить проблему теневого бизнеса, но и вынудят легализовавшихся таксистов поднять цены.

И опасно, и убытки

Принятые столичными властями поправки приводят нормы городского закона "О такси" в соответствие с федеральным законом, устанавливающим, что с 1 сентября этого года перевозкой пассажиров и багажа смогут заниматься лишь таксисты, получившие специальные лицензии. Платить ничего не надо. С 2012 года за нелегальный извоз будут штрафовать (до трех тыс руб.), с 2013-го лицензии станут платными, а с 2015-го для получения лицензии нужно будет пройти конкурсный отбор.

Сегодня рынок частного извоза фактически под контролем нелегалов – по оценкам московских властей, в городе работает около 10 тыс легальных таксистов и порядка 40 тыс нелегалов. Представители отрасли считают, что объем теневого рынка значительно выше. "Нелегалов подсчитать нереально, говорят "40 тысяч", но на самом деле их больше", – заявил РИА Новости лидер Всероссийского общественного движения таксистов Станислав Кривошеев.

По мнению вице-президента российской Ассоциации автомобильных журналистов Леонида Климановича, люди нередко рискуют жизнью, ведь и квалификация нелегальных водителей, и техническое состояние их машин, мягко выражаясь, оставляют желать лучшего. Государство терпит убытки из-за неуплаченных налогов.

Не стоит забывать и о криминальной составляющей теневого извоза. "Теневые такси кто-то контролирует, они держат стоянку, жестко отбивают попытки посторонних там появиться", – поясняет Климанович. Сферы влияния поделены на небольшие участки, контролируемые этническими преступными группировками, согласен с коллегой Станислав Кривошеев.

Не можешь победить – возглавь

Власти надеются, что бесплатное лицензирование поможет навести порядок на рынке, а кроме того, как заявил 22 июня на заседании Мосгордумы заместитель мэра Москвы по развитию транспорта Николай Лямов, здоровая конкуренция приведет к снижению цен у легальных таксистов.

Разница в ценах действительно велика, это знает каждый, кому случалось заказывать такси или ловить частника. На взгляд некоторых экспертов, цены таксистов зачастую неадекватны. Но сами таксисты стоят на том, что их расценки экономически оправданны.

"Легальный извозчик 20-30% выручки отдает компании, тратит средства на содержание автомобиля, как правило, нового", – приводит доводы Станислав Кривошеев. О бухгалтерии "бомбил" студить трудно, но порой одного взгляда на их "железных коней" хватает, чтобы понять, что расходы на содержание транспорта у них не слишком обременительны.

Проблема в том, что лицензирование в том виде, в каком его предлагает закон, ситуацию, скорее всего, не изменит. "Де-факто это легализация бомбил", – убежден Кривошеев. – Половина из них просто не станет получать никакие лицензии, кто захочет, сможет купить талон техосмотра, таксометр – один на целую компанию, получить разрешение и работать как ни в чем не бывало, раз в квартал предоставляя в налоговую инспекцию нулевые балансы".

Главным итогом новой инициативы таксист называет рост цен легальных перевозчиков, которым придется компенсировать издержки на приобретение необходимого оборудования. По оценке Станислава Кривошеева, расходы составят около 20 тыс рублей.

Ликвидация "прикормленных" мест

Между тем, эксперты уверены, что навести порядок в отрасли можно, об этом свидетельствует зарубежный опыт. Прежде всего, нужна более строгая процедура лицензирования. Кандидат в таксисты должен пройти обязательную аттестацию, подтвердив мастерство вождения, прекрасное знание города и, само собой разумеется, русского языка – с этим тоже нередко проблемы. По итогам экзамена, новоиспеченный таксист получает не только лицензию, но и опломбированный таксометр с "забитыми" расценками, специальный плафон с указанием номера разрешения.

Издержки, которые понесет легальный перевозчик, по мнению Станислава Кривошеева, могут быть компенсированы определенными льготами, например, при прохождении обязательного техосмотра.

Впрочем, главной льготой опрошенные РИА Новости эксперты называют жесткое отсечение от рынка нелегалов. Начать можно с ликвидации стихийных парковок у так называемых "прикормленных" мест – станций метро, крупных торговых объектов, автобусных остановок и т.д.

"Во многих странах сесть в такси можно только на специальной парковке – они разбросаны по всему городу – или вызвать такси по определенному адресу", – рассказывает Леонид Климанович. Посторонним автомобилям в таком случае въезд на стоянки для таксомоторов заказан, за нарушения следуют суровые санкции, вплоть до конфискации автомобиля как средства незаконного предпринимательства. Поэтому в этих странах поймать машину, голосуя на тротуаре, подчас просто невозможно.

Ликвидация стихийных парковок нелегальных такси поможет городским властям частично разобраться с еще одной бедой – проблемой пробок. Одним из излюбленных мест нелегалов являются автобусные остановки или места по соседству, автобусы и троллейбусы вынуждены останавливаться посереди дороги, а за ними мгновенно вырастают "хвосты" из машин.

Жесткие решения в отношении нелегальных извозчиков потребуют немалой политической воли. "Сопротивление будет с разных сторон, начиная с лоббирования не совсем правильных законов, заканчивая открытым криминалом, – уверен Леонид Климанович. – Нелегалы не такие разрозненные, как кажется. Когда их пытались убрать с вокзалов, дело доходило чуть ли не до убийств".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала