Анна Курская, РИА Новости.
Мозг россиянки Виктории Николаевой, отравившейся на турецком курорте Бодрум, мертв, констатировали врачи. Но по законам Турции отключение от аппаратов для поддержания жизнедеятельности невозможно. Судьба туристки из России вызвала бурные споры в социальных сетях: мнения о том, можно ли искусственно прерывать жизнь больного человека, разделились почти поровну.
Вопрос легализации эвтаназии раскалывает общество уже много лет. В России эвтаназия вне закона, она осуждается традиционными конфессиями. Тем не менее, многие россияне поддержали бы право на добровольный уход из жизни неизлечимо больных, испытывающих невыносимые боли, при условии, что этим правом не смогут злоупотреблять наследники и другие лица, желающие отправить своих родственников на тот свет.
Что запрещено в Турции, а что в России
Турецкие врачи будут поддерживать жизнедеятельность организма россиянки Виктории Николаевой, у которой 21 июня после отравления поддельным алкоголем на курорте Бодрум медики констатировали смерть головного мозга. По законам Турции, отключение от аппаратов для поддержания жизнедеятельности невозможно.
В России по действующему закону "Об охране здоровья граждан" врачам запрещено "удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами". Лицо, которое осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность.
Но разрешается так называемая пассивная эвтаназия, иными словами "добровольный отказ от медицинской помощи". Врач может облегчить страдания больного, вводя ему только обезболивающее, но не препараты, которые заставляют организм бороться, поддерживают его иммунитет.
Вопрос о прекращении искусственного поддержания жизни в случае смерти мозга у пациента, которая по российскому законодательству приравнивается к биологической смерти, индивидуально решается консилиумом врачей с родственниками больного.
Блогеры за и против
Пользователи соцсетей в отношении к возможности искусственного прерывания жизни неизлечимо больных разделились на примерно равные группы. Одни принципиально против эвтаназии, другие допускают ее при условии, что она не превратится в карательный инструмент в руках государства и родственников умирающих.
"Идея эвтаназии действительно хороша, но если ее разрешат в России, слишком много людей "будут хотеть" так закончить жизнь. С нашим "антизаконодательным" мышлением и коррупцией к хорошему это не приведет", – высказалась Евгения Беленок на странице РИА Новости во "Вконтакте".
"Да, по-моему, это ужасно, когда вот так человек медленно умирает, не в силах ничего сделать... С другой стороны медики могут фальсифицировать, чтобы, например, родственник квартиру получил. Тогда надо будет закон нормально разработать", – поддерживает это мнение Марк Меновщиков.
Для легализации эвтаназии понадобится очень хорошая система контроля, считает Павел Петров: "Все равно что смертную казнь ввести – будут приговаривать "кого надо"".
О моральной стороне проблемы рассуждает Дарья Кондакова: "Нет! Ни в коем случае! Нужно думать о тех, кто этот грех будет брать на себя, это же фактически убийство".
Есть и те, кто считает, что эвтаназия уже существует де-факто, пусть и неофициально. "Ведь родственники дают добро на отключение от аппарата искусственной жизнедеятельности", – напоминает Ксюша Соловьева.
Смерть мозга? Или сердца?
Большинство традиционных религиозных конфессий запрещает своим последователям активную эвтаназию. Вера в бессмертие души и загробный мир ставит под сомнение принципиальную возможность эвтаназии даже для тяжелобольного и испытывающего мучения человека. Тем не менее, и у верующих людей есть разногласия по поводу пассивной эвтаназии и ряда других этических проблем, связанных с переходом от жизни к смерти.
Обсуждение допустимости эвтаназии связано с тем, что именно следует считать смертью. Медицина сегодня возвращает к жизни больных, которые еще недавно считались безнадежными. Граница между жизнью и смертью сдвигается, и этические вопросы о прерывании жизни умирающих становится разрешать все труднее.
"Церковь осуждает эвтаназию, приравнивает ее к самоубийству и считает ее абсолютно недопустимой. Никто не может решать за Бога, когда прекратить жизнь человека. Но для всего многообразия ситуаций, связанных с болезнью и смертью, единого общецерковного документа нет. В Основах социальной концепции РПЦ выражена лишь часть мнений", – сообщил РИА Новости иеродиакон Феодорит (Сеньчуков), клирик Московского патриархата, практикующий врач-реаниматолог скорой помощи.
Законодательство в России приравнивает смерть мозга к биологической смерти и позволяет отключить аппаратуру и прервать жизнедеятельность человека. "Естественно, такое решение принимает не один врач, а особая комиссия, – уточняет иеродиакон Феодорит. – Но смерть мозга – достаточно условное состояние, когда отсутствует электрическая и функциональная активность мозга".
Здесь есть проблема для верующих.
"С точки зрения православия смерть мозга нельзя приравнивать к смерти человека, поскольку Библия дает нам только один критерий смерти – прекращение сердечной деятельности, – поясняет собеседник РИА Новости. – С другой стороны Церковь не требует тянуть жизнь ради жизни. Кроме того, православный человек при жизни может поступить так, как сделал весь Синод Элладской церкви: они написали распоряжение, по которому в случае наступления смерти мозга они отдают свои органы ближним. Это можно было бы назвать "отдать свою жизнь за други своя".
Эксперты предлагают
Эвтаназия должна быть разрешена для людей, которые способны выражать свою волю самостоятельно и при соблюдении определенных условий, считает Александр Саверский, председатель Лиги защитников пациентов.
"Для решения этого вопроса в каждом случае должна быть создана комиссия из родственников и врачей, оценивающих состояние пациента, которые подтверждают, что человеку ничем нельзя помочь, и он испытывает боли, плохо совместимые с жизнью. Родственники также должны выразить свою волю – либо согласиться на эвтаназию, либо "не возражать", – высказал РИА Новости свое мнение эксперт.
Окончательный вердикт "за эвтаназию" или "против", по мнению Саверского, должен утверждать либо губернатор, либо президент РФ, подтвердив тем самым, что для этого человека государство больше ничего не может сделать. Так проблема будет вынесена на самый высокий уровень, и умирающим будет оказываться вся возможная лечебная и паллиативная помощь.
"Известны случаи, когда у людей наступает болевой шок от того, что им не дали лекарств. А если бы они написали заявления об эвтаназии, может, и лекарства бы быстро появились… Надо четко отличать истинные потребности от этих псевдопотребностей, связанных с неоказанием медицинской помощи. Легализация эвтаназии таким образом могла бы стать способом помощи людям", – считает эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции