МОСКВА, 22 июн - РИА Новости. НАСА и университет южного Иллинойса открыли проект под названием "ледовые охотники" (IceHunters), участие в котором доступно для всех, кто желает помочь ученым в открытии новых космических тел в поясе Койпера, сообщает пресс-служба Южно-иллинойского университета.
Новый проект НАСА направлен на изучение объектов, населяющих так называемый "пояс Койпера" - область Солнечной системы, которая удалена от Солнца на расстоянии в 55 астрономических единиц (единица равна расстоянию от Земли до Солнца). Ученые хотят использовать помощь добровольцев для изучения снимков этой части Солнечной системы, чтобы определить объекты, представляющих особый интерес для науки.
НАСА в 2006 году запустило автоматическую станцию New Horizons. Основная цель зонда - исследование Плутона и его спутника Харона. После того, как станция завершит их изучение в 2015 году, ученые планируют расширить миссию "Новых горизонтов" и отправить аппарат к объекту в поясе Койпера, который и выберут при помощи добровольцев.
Для этого "ледовые охотники" должны будут внимательно изучить специальные снимки сектора пояса Койпера, которые прилегают к траектории движения New Horizons, и определять, какие из объектов реально существуют, а какие являются плодом графических искажений.
"Когда вы ищете что-то особенное в каше из нечетких изображений, полученных в ходе реальных наблюдений, иногда компьютер не способен заменить человеческий глаз. (Наш проект) привлечет сотни новых глаз для работы над этой задачей", - отмечает один из членов исследовательской группы Джон Спенсер (John Spencer) из Юго-Западного исследовательского института в городе Сан-Антонио (штат Техас).
Это не первый подобный проект, в котором ученые пытаются задействовать силы добровольцев для решения сложных и ресурсоемких вычислительных задач. Так, на рубеже XX и XXI веков были параллельно организованы несколько распределенных вычислительных сетей, которые используют вычислительные мощности компьютеров добровольцев во время простоя.
К примеру, наиболее популярная на сегодня вычислительная сеть BOINC, организованная калифорнийским институтом Беркли в 1999 году, задействована в решении целого спектра задач, в том числе обнаружения внеземного разума (проект SETI@home) и определения пространственной структуры сложных белков на основании заранее известной последовательности аминокислот (Rosetta@Home).
Кроме того, специалисты разработали интерактивные программы, которые позволяют добровольцам не только предоставлять в распоряжение исследователей вычислительные мощности своих персональных компьютеров, но и попытаться решить эти задачи самостоятельно. В 2008 году ученые института Беркли разработали компьютерную игру Foldit, в которой игрокам предлагалось самостоятельно "собрать" белковую молекулу из готовых "строительных блоков", чья сочетаемость зависела от реальных химических и физических свойств аминокислот. Как показал опыт, многие люди более эффективно справляются с этой задачей, чем самые мощные суперкомпьютеры, что стимулирует ученых привлекать все больше добровольцев для решения таких задач.
НАСА при сотрудничестве с компанией Microsoft в 2009 году разработало компьютерную игру "Be a Martian" (англ. "Будь марсианином"), в которой игроки помогали ученым изучить историю формирования красной планеты, ее геологические особенности и отслеживать изменения на ее поверхности.