МОСКВА, 21 июн - РИА Новости. Количество современных постановок в российских театрах к 2020 году увеличится в два раза, спектакли для детей будут составлять не менее 15% репертуаров, а современных постановок для "юного зрителя" станет в четыре раза больше, чем сейчас; кроме того, половина театров обзаведется общежитиями и гостиницами.
Эти, а также другие меры, направленные на сохранение и развитие отечественных театров, изложены в Концепции долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года, опубликованной на сайте правительства.
Россия не Европа
По статистике Россия сегодня отстает от большинства европейских стран в вопросах театрального развития. Несмотря на то, что с 1993 года их стало почти на 40% больше (601 вместо 427), на каждый миллион жителей у нас приходится 3,2 театра, в то время, как в Австрии - 24, в Швеции - 13,6 и даже в Италии - почти шесть. Интерес к театру россияне проявляют не часто: 29% соотечественников никогда в театре не были, а 47% признались, что по своей воле не приобщаются к высокому искусству.
Причину того видят - не в лени россиян, а в том, что в большинстве мест, где они живут, театров нет физически. Имеются они всего в 18,8% городов, а львиная доля сцен сосредоточена в городах с населением более 100 тысяч человек, но и в них театров слишком мало.
Чтобы исправить положение дел разработчики концепции предлагают разнообразить репертуар за счет произведений современных драматургов, а доступность обеспечить большим количеством театральных площадок.
Для этого планируется оказать господдержку государственным и частным театрам и современным драматургам - особенно тем, кто ставит и пишет для детей, обеспечить труппы современными кадрами, стимулировать их гастрольную деятельность, сделать артистическую касту более мобильной и помочь артистам с трудоустройством.
Все лучшее - детям. И экспериментаторам
Одной из главных задач определено увеличение количества и качества постановок для детей.
"Острая нехватка спектаклей для подростков - не только культурная, но и важная социальная проблема российского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество - лишиться духовно развитых людей", - считают ее авторы.
Причем более всего юные зрители нуждаются в постановках про окружающую их реальность на современном языке. Их-то создателей и хотят поддержать - к примеру, проводить конкурсы на написание драматических произведений и постановку спектаклей. Не забудут власти и немногочисленные частные театры. Как отмечает концепция, они быстрее реагируют на "инновационные инициативы", делают людей более "активными, самостоятельными и независимыми". Поэтому для них запланировано "увеличение количества экономически доступных свободных сценических площадок, репетиционных помещений и других составляющих театральной инфраструктуры", льготные кредиты, страхование и прочее.
Кадры решают все
Еще одна проблема современных театров - кадровая. Тут создатели концепции отмечают и перетекание артистов и режиссеров в стан фрилансеров, в связи с чем традиционный репертуарный театр размывается, а труппы теряют тех, кто могли бы со временем взять на себя руководство, и проблемы с трудоустройством у актеров, достигших определенного возраста (40 лет - у женщин и 50 - у мужчин, конкретизируют они).
Первую беду призвана решить поддержка репертуарного театра и вузовская подготовка "специалистов - продюсеров исполнительского искусства". От второй напасти должны спасти "во-первых, возможность безработному актеру получить работу в театре другого города, во-вторых, пройти переобучение". Для того же послужат "актерские биржи" - некоммерческих агентства, которые должны связать артистов и их потенциальных работодателей.
Самих же артистов концепция призывает не бояться менять работу и быть готовыми к переездам - в этом, в частности, им должно помочь служебное жилье, которым планируют оснастить половину театров.
"Возможность миграции творческих кадров может быть обеспечена за счет увеличения числа театров, имеющих служебную жилую площадь (общежития-гостиницы) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, приезжающие на постановку режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников и других специалистов", - разъясняет документ.
Гастроли, критика, сроки
Среди прочих мер, которые должны помочь российским театрам и их поклонникам - двукратное к 2020-му году увеличение числа гастрольных поездок, поддержка театральной критики, совершенствование нормативно-правовой базы.
Для реализации концепции планируется к уже к 2012 году составить базу всех российских театров и сценических площадок, разработать схему "всероссийского мониторинга театральной жизни, его индикаторов и показателей" и предложения по развитию сети театров - до 2012 года. К 2013 году собираются проанализировать здания, в которых можно показывать спектакли.
Строительство и поддержание в порядке зданий театров и профильных вузов, проведение гастролей и фестивалей в стране и выезд российских трупп за рубеж предусмотрены и в федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2016 годы).
Концепция долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года обсуждается с 2009 года, когда она стала одной из тем Третьего всероссийского форума "Театр: время перемен" в Санкт-Петербурге под председательством руководителя Союза театральных деятелей России Александра Калягина.