Фильм "Пыль" режиссер Сергей Лобан со сценаристом Мариной Потаповой сняли за три копейки, в порядке арт-эксперимента. Получили - восторги критиков, призы ММКФ, "Киношока", "Кинотеатра.doc" и общее признание - ролик с титрами "Пыли", где глухой Алексей Знаменский поет цоевскую "Перемен!", набрал в Ютюбе почти миллион просмотров. Шесть лет спустя Потапова (встряхивая синими волосами) и Лобан (лихорадочно черкая в блокноте) рассказали РИА Новости, что было дальше: крымские каникулы, кошмары операторов, смена продюсеров, капризы Мамонова, кастинг Цоев. Как из этого получился фильм "Шапито-шоу", участвующий в конкурсе ММКФ, выяснила Ольга Гринкруг.
- Вы интервью даете только вместе. Как вы вообще познакомились?
- Потапова: В 1998 году мы познакомились на каком-то концерте в Горбушке, кажется, "Яблока": стояли рядом, смеялись и придумывали клипы под каждую песню. Я тогда участвовала в движение "За анонимное и бесплатное искусство" (ЗАиБИ). Лобан взялся эти идеи пропагандировать через телевидение, но вскоре мы решили, что съемка сюжетов про ЗАиБИ противоречит нашим убеждениям и стали разделять эти две сферы. Лобан взял меня в "До 16 и старше". У нас была задача приехать куда-то отдохнуть, находясь в каком-то экзистенциальном трипе, и снять совершенно не то, что нас просили. Потому что находились под большим влиянием Хантера Томпсона.
- Лобан: Я купил камеру - и мы поехали в Питер, человек 20. Мы всегда так делали - брали всех друзей. Поселились в школьной гостинице - и был праздник нескончаемый.
- Потапова: Такой праздник, что приходим сюжет снимать, а Лобан еле на ногах стоит. Берем интервью - а сами не можем ничего сказать внятно. Но это в принципе круто, потому что тогда человек сам берет на себя ответственность за разговор и в итоге говорит лучше и интереснее, чем если бы мы ему задавали какие-то вопросы.
- Лобан: Самые лучшие журналисты - это тупые журналисты. Передача очень понравилась всем деятелям культуры питерским. Я еще хотел снимать радикально: махал камерой во все стороны, не мог ни секунды стоять на месте. И домахался до того, что врезался в мужика, пока шел по набережной и снимал. У меня в руках осталась развалина за 3,5 тысячи долларов. И проводки торчат. Последний кадр снимал - только кнопку нажимал, а видоискатель не работал.
- А потом была "Пыль"?
- Лобан: Ну да. Через некоторое время. А после "Пыли" мы с Мариной решили, что надо снять очень быстро следующий фильм. Тысяч за 100.
- Потапова: В итоге мы этим занимаемся уже 100 лет, и я уже не верю, что оно когда-нибудь закончится.
- Лобан: Схема была - снять и одновременно отдохнуть всем замечательно в Крыму. Первый вариант сценария так и назывался - "Отдохнуть по-человечески".
- Потапова: До того, как мы взялись снимать "Шапито", я на море почти не была - в детстве только. В итоге все люди, которых мы честно наняли - год, кстати, шел кастинг, всех актеров Москвы проверяли, годятся они нам в друзья или нет, - приехали с ними в Крым, и с тех пор не расстаемся.
- Лобан: Чтобы не было ни одного постороннего человека - это на самом деле очень важно.
- Потапова: Просто хорошо, если среди них есть люди, которые все умеют. А у нас была очень непрофессиональная группа: мы боялись профессионального кино, боялись вступать в производственные отношения, мы привыкли действовать группой, когда все близкие друзья. "Пыль" делалась так: когда была возможность что-то снять - шли и снимали, через два метра, за десять минут. А в "Шапито" нас шокировало больше всего, что за нами все время ездит фура со светом. Тебе нужно на соседнюю улицу перебраться, а получается - целая история, день съемки нужно угрохать на то, чтобы переместиться.
- Лобан: Я понял, что это такая чудовищная, неповоротливая машина, которая пожирает нереальное количество денег, а КПД - как в "Пыли", только хуже. И, главное, ты не можешь ни о чем думать, кроме того, что через полчаса начнется переработка, и ты теряешь колоссальные деньги. Это полностью парализует мозг.
- Потапова: Первые дни прошли в ужасе. Страшнее ничего не было в нашей жизни. Потому что спланировано-то все было, исходя из предыдущего опыта. И мы с первого дня начали не укладываться в график, а это пересмены, переработки. Мы взяли девочку, которая до этого организовывала в основном экологические анархические лагеря. Она неплохой организатор, но ничего не знает о процессе киносъемки - и она в результате просто в больницу легла. Оператору уже выбранному сердце подсказало, что будет кошмар, он сказал, что его на другую работу зовут - и слился. В итоге мы взяли двух других операторов. Для них это тоже был первый фильм. Очень талантливые, хорошие люди, но они никогда не были первыми операторами.
- Лобан: Они ощущали огромную ответственность и, чтобы себя подстраховать, заказывали максимальное количество приборов.
- Потапова: Их учили, что в Крыму, где лупит cолнце, снимать можно только до 7 утра и после 6 вечера, а все остальное время нужно гигантскую какую-то лампу заказывать, чтобы она светила с другой стороны и не было контраста. А там просто бегают световики с фанерками и пенопластами отражают - и все.
- Деньги поначалу дала студия "Мирумир" - Мамут, Любимов, Юхананов? Так?
- Лобан: Когда Любимов рассматривал возможность инвестиции, я подумал, что если предложить им 4 серии, это может сыграть ключевую роль. И действительно, они решили, что уж на телевидении-то они знают, как это продавать - и согласились.
- Потапова: Но Любимов как человек телевизионный подсчитал хронометраж и говорит: коротко.
- Лобан: И потребовал срочно увеличивать. Мы там уже с Мариной сократили и стали лихорадочно возвращать то, что было забыто.
- В итоге получился один фильм, спродюсированный Organic Films - потому что Любимов и компания из-за кризиса от "Шапито" отказались, - но длиной в 3 часа 45 минут. Не боитесь зрителей распугать?
- Потапова: Это можно смотреть не одновременно. Мы хотим его выпускать как две части, для двух разных сеансов. Купил билет на один сеанс посмотрел одну часть, купил билет на другой сеанс - посмотрел другую: каждая завершается по-своему. В принципе, не всегда фильм хочется досматривать, и это честно. А кассово это тоже удобно. Ничего такого нет в этом фильме сложного, чтобы отвратило публику. Смешно, красиво, песни...
- Лобан: Мне кажется, этот фильм может собрать сколько угодно.
- У вас играет Мамонов, он же был и в "Пыли". Сложно с ним управляться на площадке?
- Лобан: Мы придумывали персонажа, основываясь на его характерных чертах. Но у Петра есть свое представление, каким бы он хотел выглядеть, и с этим иногда приходилось бороться. Когда он некомфортно себя чувствует в роли, он просто не дает ничего сделать.
- Потапова: Местами он отказывается произносить какие-то вещи, и тогда мы их меняем. С ним работать, конечно, трудно, в значительной степени именно потому, что он очень умный и талантливый человек, но терпения прочитать сценарий целиком ему не хватило. Мы с ним поэтому обычно боремся на площадке.
- Лобан: В первом варианте сценария он был другим - просто мужичонкой, ничем не примечательным персонажем, дурацким папашей, который вдруг вспомнил про сына. Ему это очень понравилось, он сказал: "Отличнейший сценарий, всем говорите, что я участвую, деньги под меня можете выбивать". А потом сценарий изменился, и он его не смог читать. Когда мы начали снимать, четко совершенно было понятно, что он не знал, что там происходит. Догадывался по ходу съемок. И постоянно возмущался: все ужасно, плохо организовано, должного внимания ему не оказывают. Уехал в Москву, а в Москве, уже выходя из самолета, понял, что все было так прекрасно, а здесь опять катастрофа начинается...
- Потапова: В итоге нам оставалось совсем чуть-чуть - съемки в Москве, интерьеры - и тут кризис. Нам больше не перевели денег. А как и где не стыдно брать деньги - это большой дискуссионный вопрос.
- Лобан: В следующем проекте мы очень хотим независимости. У меня такое ощущение, что нет вариантов: я могу двигаться только в одном направлении, иначе не вижу смысла. Поэтому мы придумали "Напарапет".
- Потапова: Мы изобрели велосипед, мы изобрели "Напарапет". Доказать продюсерам, что люди купят билеты, сложнее, чем продать эти билеты заранее и на эти деньги снять фильм.
- Лобан: Зрители снимают фильм, да. Это система краудфаундинга, конечно же, но когда мы это изобрели, никто об этом не говорил, это не было распространено.
- Потапова: Когда несколько человек хотят что-то сделать, они всегда могут договориться. Когда больше - сложнее, но социальные сети позволяют договариваться огромному количеству людей. И вот мы решили, что надо сделать такую социальную сеть. А потом выяснилось, что уже существует Kickstarter.
- Лобан: Но "Напарапет" мы все равно запустим.
- И что вы с его помощью будете делать?
- Потапова: Да все. У меня, например, есть какие-то мелкие проекты, которые были придуманы как часть жизни вокруг "Шапито". У нас был год простоя, нам нечем было заниматься, и мы придумывали какие-то вещи. Я заинтересовалась театром, хотела сделать телеспектакль режиссера, который есть у нас в фильме. У других героев была арт-группа "Толпа", и мы устраивали выставки этой группы, участвовали в "Стой, кто идет!", в биеннале.
- В одной из частей у вас фигурирует двойник Цоя. Его тоже вы придумали?
- Лобан: У истории с Цоем есть прототип: наш приятель Глеб Михайлов, режиссер, автор фильма "Черный фраер", с которым мы в Москве снимали квартиру пополам, нашел бизнесмена и объяснил ему, что круче Асхата Оша из группы "Виктор" никого нет, это круче самого Цоя. Бизнесмен дал денег на запись, на раскрутку, и Глеб раз! - и арендовал гигантский зал в Питере. Грандиозную рекламу запустил, ходил королем. Водитель у него был. А после концерта приехал тиши мыши, сел в свою комнатку и не подходил к телефонам. Но нам Асхат Ош не очень подходил по возрасту и по фактуре. Хотя песню мы взяли его - "Памяти последнего героя".
- Потапова: Мы поехали в Питер на 20-летие смерти Цоя, пошли на Камчатку, там был целый концерт двойников.
- Лобан: Один был очень хороший, Нияз, он потом снимался в фильме "Груз-200". Но у него нет паспорта, и мы не могли его даже пригласить в Москву, а уж на Украину и подавно. А потом мы увидели прекрасного человека в Америке, в Бостоне - Сережу Кузьменко. В нем была гордость, стать и внутренний смех. Мы ему написали.
- Потапова: И не ожидали вообще ничего. А он так запросто взял - и приехал.
- Лобан: Он в Америке собирает залы, по 200 человек, чуть ли не самый популярный русскоязычный исполнитель. При этом он одновременно фанат Цоя и Талькова, и "Ласковый май" может петь идеально.
- Потапова: В Крыму с ним люди снимались на мобильный телефон постоянно.
- Вы из-за Цоя решили отдать фильм не в какой-нибудь Роттердам, а на ММКФ? Боялись, что в Европе не поймут?
- Лобан: У нас есть определенные обязательства перед ММКФ, в свое время с "Пылью" они нам очень помогли.
- Потапова: Ну, покажем мы в Роттердаме какой-то артхаус, доедет туда, допустим, несколько журналистов. А здесь проще с прессой работать. Если ты что-то делаешь, ты же должен управлять медиа-потоком. Мы не существуем вне контекста, у нас даже в фильме медиапространство вполне себе задействовано. Сейчас оно становится основным пространством, жизненным, учитывая социальные сети. Все это просто информационное поле - физически мы мало существуем.
- Лобан: На ММКФ все придут, кто нас знает. Придут ребята, которые участвовали в кино. Им будет очень приятно - не просто премьера, а фестиваль. У них будет ощущение праздника. Это очень важно!