Архангельскую область, по данным администрации края, посещает около 300 тысяч туристов в год, из них более 50% приезжают с деловыми целями, а 5% потока составляют иностранные туристы. Один из крупнейших портовых городов России мечтает возродить самое прибыльное направление - круизный туризм, а также объединить туристический продукт региона под брендом "Поморье". О том, какие трудности возникают на пути претворения этого плана в жизнь, корреспонденту РИА Новости Людмиле Титовой рассказал финансовый директор компании "Помор-тур" Сергей Никулин.
- Сергей Артурович, на международном туристском форуме в Архангельске много говорилось о продвижении нового бренда "Поморье" на российском рынке. Ваша фирма, носящая аутентичное название, поддерживает этот проект?
- Несомненно, этот бренд удачнее и ярче тех, под которыми наш продукт предлагался раньше. К примеру, "Русский Север", который часто используется в Архангельской области, не ассоциируется с регионом, он слишком объемный. А Поморье и поморы - это наша история и культура. Главное - крепче привязать этот бренд к нашей области. К сожалению, туристы мало знают об истории нашего региона, и у многих Поморье до сих пор ассоциируется с Дальним Востоком. Теперь мы будем участвовать в московских выставках только под новым брендом и с большим стендом. Сейчас власти начали финансировать стенд Архангельской области на московских выставках, и мы уже не ютимся на шести метрах, как раньше.
- Что сегодня вы можете предложить туристам? И какие направления пользуются наибольшей популярностью?
- Поморье - это не только Архангельск, хотя и наиболее популярные маршруты начинаются отсюда, и сам город, несомненно, интересен для туристов. Жаль, что сейчас он стал в большей степени транзитным и живет по большей части за счет роста делового туризма. Но я надеюсь, что это временно. География Поморья - это Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Поморье немного захватывает территорию Финляндии и Норвегии. И сейчас мы будем разрабатывать совместные программы с туристическими компаниями из этих стран.
Сегодня наиболее востребованные программы по Поморью - Соловки, Онежский полуостров, остров Кий, Голубино (Пинежский район), Мезенский район, Кенозерский национальный парк, Каргополь, Котлас, Великий Устюг. Во все эти места разрабатываются новые маршруты и программы. Несколько лет активно продвигается зимний туризм в Пинежском, Онежском и Устьянском районах, там уже работают горнолыжные трассы. Горнолыжные комплексы "Голубино" (Пинежье) и "Малиновка" (Устьянский район) уже стали достаточно популярными зонами отдыха. Из-за больших расстояний туры во все эти места получаются недешевыми (четырехдневная программа на одного человека стоит от 20 тысяч рублей), но уникальная природа этих мест и интересные памятники все равно притягивают туристов. К примеру, сказочные пинежские пещеры раньше туристы посещали только самостоятельно. Многие даже не знали об их существовании. Теперь из Голубино сюда водят экскурсии. Кстати, зимние Соловки благодаря авиатурам тоже стали пользоваться определенным спросом.
- Есть места, которые можно назвать хитом продаж этого года?
- Если не брать Соловки - они вне конкуренции, - я бы выделил остров Кий, расположенный в Онежской губе Белого моря. Здесь есть и песчаные пляжи, и скалистые берега с соснами, и Крестный монастырь, который, по преданию, основал патриарх Никон в память о своем спасении в страшный шторм. На острове работает Дом отдыха "Кий" на 200 мест. Как правило, в марте места уже проданы на весь июль. И это несмотря на то, что размещение предлагается в домиках без удобств. Природа настолько красивая, что компенсирует туристам все недостатки комфорта. Есть четырехдневный тур с посещением этого острова, во время которого туристы знакомятся с тремя портовыми городами - Архангельском, Северодвинском и Онегой. Благодаря этому направлению у нас выстроился турпоток.
- И все же Соловки остаются вашим главным брендом. Раньше туристов привлекала возможность добраться до архипелага по морю, теперь же это можно сделать, только купив круизный тур из других городов…
- К сожалению, сегодня из Архангельска добраться до Соловков по воде практически невозможно. У нас нет судов, которые бы ходили из города до архипелага. То единственное судно, которое совершает рейсы на Соловки, совершенно непригодно для туристских перевозок, оно грузовое. А путь до островов по морю занимает 14 часов, поэтому для туристов, конечно, необходим комфортабельный водный транспорт. А так как его нет, мы всех туристов перевели на авиатуры. На Соловецкие острова из Архангельска летают две авиакомпании - "Нордавиа" и "Второй Архангельский объединенный авиаотряд". Они выполняют как регулярные, так и заказные рейсы. В 2008 году только наша турфирма отправила 58 заказных авиарейсов, не считая регулярных. Стоимость перелета - 3,7 тысячи рублей. Конечно, это не так завораживает, как приближение к архипелагу по воде, но панорама сверху, согласитесь, тоже открывается необыкновенная. Кроме того, полет длится меньше часа.
- Ни для кого не секрет, что РПЦ давно поднимает вопрос о том, чтобы ограничить посещение Соловков и даже выселить оттуда местное население, как с Валаама. Возникают ли трудности при организации туров?
- Трудности есть, но к нашему удовлетворению нынешнее руководство поселка, музея-заповедника и монастыря находят точки соприкосновения, и мы надеемся, что светский туризм на Соловках сохранится. Хотя, конечно, есть и определенные сложности. В течение трех лет мы проводили на Соловках джазовый фестиваль - отношение к нему было не однозначное. В последнее время ведутся разговоры об ограничении светского туризма в пользу паломнического, о создании духовного православного центра России. Но нельзя же забывать и об остальном населении страны, и о жителях самого поселка, которые напрямую завязаны на туристический бизнес.
- А объектов размещения на Соловках достаточно?
- Архипелаг одновременно может принять примерно 500 человек. Объектов, которые работают в статусе гостиниц, - шесть, есть еще гостевые дома. Мест достаточно. Большинство туристов ведь приезжают на один день. Стоимость проживания - от 3-5 тысяч рублей за двухместный номер с удобствами. В гостевых домах можно разместиться дешевле.
- Вы сказали, что в Архангельске нет круизных теплоходов для хождения по морю. С речными круизами та же ситуация?
- К сожалению, да. Единственное, что мы сегодня можем предложить туристам - это восьмидневный круиз по Северной Двине из Архангельска до Котласа на пароходе-колеснике "Николай Гоголь". А также короткие маршруты на этом судне. Недавно мы отметили 100-летний юбилей этого парохода. Это единственный в России действующий колёсный пароход. Он отреставрирован центром судоремонта "Звездочка", достаточно комфортабелен и может совершать круизы по реке. Но этот пароход может ходить по Северной Двине только в июне, по высокой воде. К сожалению, из-за того, что навигация в упадке, река не оборудована. Мы надеемся, что к нам придет кто-то из круизников и тогда ситуация изменится. Есть фирма "Гамма", которая занимается речными круизами. Уже несколько лет руководство компании рассматривает возможность организации круизов из Архангельска по Северной Двине. Но к нам может прийти компания только со своими судами, так как, повторюсь, своего круизного флота у нас нет.
- А спрос на речные круизы по Северной Двине есть?
- Спрос огромный. Места на пароходе-колеснике "Николай Гоголь" были раскуплены за год. В турфирмы поступают запросы, но мы, увы, можем предложить только автобусные туры по тем направлениям, куда можно было бы ходить по реке. Сейчас практически все маршруты по Северной Двине переведены на автобусы. Когда-то благодаря круизам мы принимали в несколько раз больше туристов, чем принимают в Карелии. Сегодня во много раз ей проигрываем. Доходит до абсурда - у нас продажи начинаются тогда, когда в Карелии все продано. По сути туристы, которые не смогли поехать в Карелию, едут к нам. Так быть не должно, мы будем пытаться это исправить. Туристы ждут новых маршрутов - мы это видим. Как только появляется хорошая дорога к какой-то новой туристической зоне, сразу появляется спрос.
- Ваши коллеги на форуме говорили о том, что в прошлом году в Архангельск не зашло ни одно иностранное круизное судно. Как обстоят дела с приемом в этом году?
- Не лучше. Турфирмы надеются, что круизные лайнеры все же придут в Архангельск, но у нас слишком дорогой порт - это отпугивает иностранцев. У нас когда-то был очень сильный прием. Сегодня из 170 турфирм в Архангельске приемом иностранцев занимаются только пять компаний.
- А есть такой продукт, который может составить серьезную конкуренцию, но которого еще нет на рынке?
- Конечно, такой продукт есть, и он мог бы стать альтернативой Соловкам, несмотря на то, что это не памятник культуры и даже не природный памятник. Но это турпродукт, который вызовет бешеный интерес у наших и уж точно у иностранных, туристов. Мы и сейчас можем его предлагать, и даже пытаемся. Только нам не разрешают. Это экскурсии на наш космодром в Мирном, что под Плесецком, и в центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске. Пока нам удается отправлять туда только редкие группы. В большинстве случаев руководство нам отказывает, ссылаясь на распоряжение Минобороны. Три года назад мы даже включили тур на космодром в наши каталоги, программа называется "Космическая гавань России". Плюс в том, что это недорогая программа, ведь Мирный находится недалеко. Чтобы добраться до него, можно использовать как наземный транспорт, так и авиацию (местный аэропорт принимает все виды воздушных судов). В Мирном есть музей космонавтики, учебный центр и музей ракетных войск стратегического назначения. В самом городе имеется вся инфраструктура для приема туристов - гостиницы, санатории, рестораны. Несмотря на то что сейчас мы эту программу не предлагаем, нам постоянно звонят и спрашивают о возможности поехать на космодром.
Есть даже уже готовый семидневный маршрут Архангельск - Мирный - Соловки. Я уверен, что такие туры, предложи мы их на рынке, раскупались бы за три года до начала. А возить туристов в "Звездочку" было бы еще удобнее. Северодвинск, как вы знаете, совсем рядом. К тому же сейчас можно показать не только музеи на судоремонтном заводе, но и фабрику ювелирных изделий - более шести лет на "Звездочке" производят огранку алмазов и делают золотые изделия с бриллиантами.
- А есть вероятность, что все-таки ситуация изменится? На туристском форуме ваш губернатор рассказал журналистам, что готов показать туристам все эти объекты и даже проводить круизы на подводных лодках.
- Нам тоже этого очень хочется. Мы сами встречались и с начальником космодрома, и с мэром города Мирный - они согласны работать с турфирмами. Будем надеяться, что активное развитие региона как туристической зоны повлияет на решение министерства обороны.
- Сейчас одним из приоритетных направлений в регионах становится событийный туризм. У вас тоже?
- Мы его активно продвигаем. В течение года в Архангельске и области проходит множество различных мероприятий - как деловых, так и развлекательных. Как я уже говорил, Архангельск сейчас больше живет деловым туризмом - проводится много форумов, семинаров, симпозиумов и других мероприятий, которые могут собирать до 300-400 человек одновременно. Поэтому наши большие гостиницы, такие как "Двина", "Беломорская" и новый четырехзвездочный отель "Пур - Наволок", имеют хорошую круглогодичную загрузку. Что касается развлекательных мероприятий и различных фестивалей, их тоже немало. В Архангельске в мае проходит фестиваль театров "Европейская весна", а в июне международный фестиваль уличных театров. В Каргополь летом туристы едут на праздник народных мастеров России, а в середине лета в Сольвычегодске проходит фестиваль юмора Козьмы Пруткова. Джазовый фестиваль в Архангельской области проводится в разных местах, как правило, в конце лета. Все эти события собирают туристов и гостей из разных регионов России и других стран.