Корреспондент Лариса Саенко для проекта "Weekend РИА Новости".
Изобретенная знаменитым американским музыкальным продюсером Тони Бонджови цифровая аудиостанция для автомобиля Toyota, которую на последней международной выставке в Детройте представили как прорывную технологию года, первой запускается на конвейер в России.
"Век "тяжелого металла" прошел", - рассказал РИА Новости Бонджови, один из самых знаменитых музыкальных продюсеров США, создавший культовую студию звукозаписи Power Station на Манхэттене.
Он продюсировал Джими Хендрикса, Оззи Осборна, Глорию Гейнор, своего двоюродного брата Джона Бон Джови, который разделил фамилию надвое и зарегистрировал как личный бренд, а также группы Scorpions, Ramones, Talking Heads, Meco – всех и не перечесть.
Студия, созданная в брошенном здании электрокомпании ConEd, шесть лет подряд получала главную премию в мире звукозаписи MEC-за техническое совершенство и креативность, титул "лучшая студия года" и награду за пожизненные достижения.
"Говоря "хэви металл", я не имею в виду музыкальный стиль. Я говорю о технике - массивные системы и дорогостоящие технологии звуковой индустрии уходят в прошлое. Тяжелого металла больше не будет", - уверен Бонджови.
Сверкающая металлическая коробочка в руках Тони заменила множество тяжелых комплектующих - например, прежняя звуковая система для "Тойоты" весила около 11 килограммов.
Технический прогресс, однако, принес музыкальной индустрии не только блага. В 2009 году в Америке были закрыты около 75 тысяч специализированных музыкальных магазинов, включая обанкротившийся символ Таймс-сквер - мегамаркет Virgin. Объемы продаж дисков рушились за год на драматические 20% - по экспертным оценкам, 95% объема глобальных музыкальных продаж заняли пираты, в том числе и невинные - бесплатно скачивающие музыку для себя.
Бонджови продал Power Station на 53-й стрит, предчувствуя приближение конца эры студий звукозаписи, в которой обитал с 17 лет. Инженер-самоучка решил не плыть против течения, запатентовав аудиосистему под iPod и iPhone – комания Apple утвердилась в роли крупнейшего продавца музыки через интернет.
"На запись альбома и раскрутку музыканта на телевидении в США нужно чуть побольше миллиона долларов: у музыкальных продюсеров среднего калибра больше таких средств нет", - прикидывает Тони.
Технологии раскрутки "звезд" остаются прежними – уроки пения у лучших мастеров, качественная запись альбома, реклама на телевидении, где расценки неудержимо растут. Традиционно этим занимались музыкальные продюсеры. Например, Глорию Гейнор Тони случайно услышал в одном из клубов Нью-Джерси. К середине 70-х она уже пыталась записывать студийные альбомы, но популярность пришла к ней только на студии Media Saund, где работал Тони до покупки Power Station. Записанный здесь в 1975 году альбом с синглом "I Will Survive" принес Глории настоящую славу и "Грэмми" за лучшую композицию в стиле диско.
"Звукозаписывающий бизнес медленно загибается: люди больше не покупают диски в магазинах, и у студий нет ресурсов на раскрутку новых талантов. Для тех и тех наступает трудное время.", - полагает Бонджови.
Хотя музыка, конечно, не умрет, и в маленьких студиях, наверняка, уже рождаются новые стили и течения.
"Самый популярный стиль музыки создаст молодежь будущего. Предсказать его невозможно, но обычно это комбинация того, что было создано ранее плюс новые музыкальные идеи", - считает Бонджови.
Он уверен, что секрет всех музыкальных "звезд" - в простоте, в умении выразить себя понятно иэ, записывая самых прославленных музыкантов, всегда старался "упростить" их звучание.
"Чаще всего они соглашались, иногда мы спорили, а иногда я просто делал вот так", - изображает Бонджови пальцами щелкающие ножницы. Ему видней – на студии Бонджови было записано около 200 золотых и платиновых альбомов.