Рейтинг@Mail.ru
Питер Донохоу: на конкурсе Чайковского все - звезды - РИА Новости, 17.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Питер Донохоу: на конкурсе Чайковского все - звезды

© Фото : XIV International Tchaikovsky CompetitionПитер Донохоу
Питер Донохоу
Читать ria.ru в
Дзен

Известный британский пианист, обладатель почетного звания Командора ордена Британской Империи Питер Донохоу (Peter Donohoe), который приехал в Москву как член жюри открывшегося во вторник XIV Международного конкурса имени Чайковского, рассказал в интервью РИА Новости, что ждет классическую музыку, почему в мире так любят произведения Чайковского и как изменился конкурс за последние тридцать лет. Беседовала Мария Ганиянц.

- Вы вместе с Владимиром Овчинниковым разделили вторую премию на VII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1982 году. Как, на ваш взгляд, изменился уровень конкурсантов за эти годы?

- За эти годы конкурс претерпел значительные изменения, число участников стало гораздо меньше, а уровень их мастерства стал несравненно выше. Это огромный стресс для меня, все настолько здорово выступают, что я даже не представляю, кого можно отобрать во второй тур, - они все звезды. И, насколько мне известно, общий исполнительский уровень конкурса очень высокий, по сравнению с другими музыкальными форумами.

Ну а если говорить о более глобальных переменах, то, когда я приезжал на конкурс - был Советский Союз, со всеми вытекающими. Например, русским участникам было запрещено общаться с иностранцами, а американцам с русскими и поэтому все были на нервах, ну а британцы, как всегда, оказались посредине. Изменилась страна, изменился и конкурс. Вообще изменился мир, и место музыки в мире. Сейчас у молодых людей другие причины, по которым они становятся музыкантами.

- Вы говорите о разнице поколений?

- Если говорить о людях моего поколения, и обо мне в частности, то меня вдохновили потрясающие советские музыканты, которых я слышал как вживую, так и в записях. Ленинградский филармонический оркестр, такие великие исполнители как Рихтер, Гилельс, Ойстрах, - они оказали огромное влияние на мое поколение. Конечно, были исполнители и из Франции и Германии, но меня вдохновили советские музыканты. Это, в конечном счете, и привело меня к участию в конкурсе Чайковского 30 лет назад.

Был еще один момент: тогда музыкант, был не просто музыкантом, он представлял свою страну, являлся политической фигурой. Национальность, то, из какой страны ты происходишь, к какой школе принадлежишь, все это было очень важно, и исполнители понимали всю ответственность. Сегодня, молодые люди не заморачиваются на подобные темы, а просто решают сделать музыкальную карьеру.

- Есть ли разница между русской и британской музыкальной исполнительской школой?

- Конечно техническая подготовка, и культурный бэк-граунд очень важен, но все великие музыканты всегда поднимались над школой, выходили за ее рамки. Меня больше всего волнует другое: в последние годы в системе музыкального образования в Великобритании сложилась катастрофическая ситуация. У нас есть потрясающие высшие учебные заведения для музыкантов, есть великолепные педагоги и масса возможностей, но практически нет талантливых британских студентов. Да что говорить, на конкурсе Чайковского нет ни одного представителя Великобритании, у меня нет ни одного студента-соотечественника. А все потому, что в начальной школе была проведена уравниловка, были урезаны часы, отведенные на музыкальное образование, всех школьников стригут под одну гребенку. Если не обнаружить талант в раннем детстве, не вкладывать в него одного силы, время, не пестовать, то он пропадет. Если бы я рос сейчас, я бы не стал тем, кем являюсь.

Но это еще полбеды. Главная проблема классических музыкантов - отсутствие аудитории. Это результат трагической ошибки, которую сделали во многих странах.

- Какой ошибки?

- В какой-то момент все решили, что классическая музыка является абсолютной культурной ценностью, что она настолько ценна сама по себе, что не надо прикладывать никаких усилий, чтобы ее поддерживать. Но, если ребенка не приучать с самого детства к языку музыки, то он, вырастая, не будет его понимать. Попробуйте сыграть племенам в Центральной Африке Девятую симфонию Бетховена, они вряд ли оценят ее по достоинству. Хотя, признаюсь, я дал первый в истории Папуа Новой Гвинеи классический концерт. Правда, больше меня туда выступать не приглашали.

- Вы много гастролируете и исполняете музыку от барокко до наших современников. Кого из композиторов больше всего любят в мире?

- Если говорить о русских - то во всех странах, без исключения, любят музыку Чайковского. Он один из трех самых важных композиторов: Моцарт, Бах и Чайковский. Он блестяще знал европейскую музыкальную традицию и умел объединить ее с национальным, русским началом. В его произведениях чувствуется влияние Моцарта, Листа, Верди, Шумана, но вместе с тем, она стопроцентно русская, и это привлекает.

- У вас в жизни был трагический опыт, во время гастролей в США, в гостинице вам окном практически перерубило пальцы на руке. Для музыканта - это катастрофа.

- Это давнишняя история, с тех пор минуло уже 18 лет и я не люблю об этом вспоминать. Было время, когда пальцы совсем потеряли чувствительность, и в течение трех месяцев моя судьба буквально висела на волоске. Но операции прошли успешно, и хирургам удалось сшить нервные окончания. А то я всерьез рассматривал карьеру дирижера. На самом деле, мне полностью удалось восстановиться уже через год.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала