Рейтинг@Mail.ru
Под сенью "Пенат" - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Под сенью "Пенат"

Читать ria.ru в
Найти "Пенаты" несложно: сначала слева по ходу движения из Петербурга на 44 километре появится одноименный ресторан, а затем, через сто метров, по правую сторону - вывеска музея и стоянка машин. Скромная калитка, информационный щит с планом усадьбы, уставленный здесь лет 30 назад. По дорожке вправо огромная цветочная клумба, и только потом, за деревьями, появляется дом.

Приморское шоссе петляет по лесу вдоль Финского залива, который временами виден из окна машины. По обеим сторонам дороги многоэтажные дома отдыха, построенные еще в советские времена, шикарные современные трехэтажные дачи и в большом количестве кафе, рестораны и ночные бары. Несомненно, это самые престижные дачные места в административных границах Северной столицы. Когда в 1899 году Илья Ефимович Репин приобрел участок земли у дороги, которая именовалась тогда дорогой из Систребека (то есть Сестрорецка), он, наверное, и не думал, что умрет за границей, вдали от родной земли.

Сегодня музей-усадьба И.Е. Репина "Пенаты" находится в посёлке, названном его именем - Репино (финское название Куоккала), Курортного района Петербурга, по адресу: Приморское шоссе, 411. Найти "Пенаты" несложно: сначала слева по ходу движения из Петербурга на 44 километре появится одноименный ресторан, а затем, через сто метров, по правую сторону - вывеска музея и стоянка машин. Скромная калитка, информационный щит с планом усадьбы, уставленный здесь, похоже, лет 30 назад. По дорожке вправо огромная цветочная клумба, и только потом, за деревьями, появляется дом.

За ним изрядный тенистый бывший парк, а ныне смешанный, с преобладанием хвойных деревьев, лес. С песчаными дорожками, с подернутыми ряской обмелевшими искусственными прудами и деревянными мостиками через узкие блюдца воды. Лес буквально звенит от птичьего пересвиста. Дорожка, петляя, ведет в горку, где на открытой полянке под деревом таится скромный крест, в основании которого растут цветы, а в паре метров от креста два камня. Все тихо, скромно и достойно - по-репински, ведь место для своей могилы Илья Ефимович выбирал сам.

В 1899 году в возрасте 55 лет Репин становится ректором Петербургской академии художеств и женится на Наталье Борисовне Нордман, это его второй брак. В том же году он приобретает участок на имя своей супруги в посёлке Куоккала в Великом княжестве Финляндском, которое с петровских времен входило в состав Российской империи. Свой загородный дом Репин назвал "Пенатами". Кстати, слово "пенаты" (от пенатов - древнеримских богов, покровителей домашнего очага) давно уже стало именем нарицательным, обозначающим родной дом или кров.

Ко времени переезда в Куоккалу за плечами художника и академика Репина были уже такие известные на всю Россию работы, как "Бурлаки на Волге", "Письмо запорожцев турецкому султану", "Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали" и многие другие. Но были и обстоятельства, которые требовали сменить столичную жизнь с ее суетой и интригами на более спокойную и так любимую им живописную работу.

Первый серьезный заказ, к которому он приступил, будучи хозяином усадьбы, - "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея". Огромное полотно вместило 60 фигур, помимо эскизов, сделанных во время заседаний Госсовета, каждый из сановников позировал художнику персонально. В работе над картиной ему помогали его ученики Иван Куликов и Борис Кустодиев. Интересно, что, работая в "Пенатах" над портретами сановников, Репин пользовался не только набросками, сделанными во время заседания совета в Мариинском дворце Петербурга, где в то время заседал Государственный совет, но и меткими замечаниями, сделанными в записной книжке. Например, об обер-прокуроре Святейшего Синода К.П. Победоносцеве Репин записал: "Так совсем сова, удлинить очки". О графе Игнатьеве: "Глаза хитрые, умные". Про сидевшего рядом с Игнатьевым: "Сперва баки - потом лицо" и т.д. По оригинальности и сложности композиции - а картина писалась с нескольких точек - "Государственный совет" стал лучшим групповым портретом XIX и XX веков.

Жить и работать за городом ему нравилось: свежий воздух, тихо, в помещениях много света, чему способствовало огромное количество сложной конфигурации стеклянных конструкций на крыше, задуманных с одной единственной целью - пустить в дом больше солнечных лучей. На втором этаже открытая веранда, где летом, по средам, а это был день приемов в усадьбе, собрались известные и молодые литераторы, художники, ученые. В "Пенатах" гостили Горький и Короленко, Андреев и Чуковский, Маяковский и Есенин, Кустодиев, Остроумова-Лебедева, Бродский, Павлов, Тарханов и другие. Многих из завсегдатаев "Пенат" можно видеть на авторских портретах в различных музеях страны. Репин не только принимал гостей у себя, но и участвовал в таких же еженедельных приемах у своих друзей.

Но время неумолимо приближалось к 1917 году. Сначала февральская буржуазная революция, потом отречение 2 марта Николая II от престола, затем октябрьская революция. 25 июля 1919 года Финляндия стала независимой республикой, а 21 марта 1922 года было подписано соглашения между правительствами РСФСР и Финляндии о неприкосновенности советско-финской границы. Так 78-летний Илья Ефимович Репин оказался за границей. Умер он в "Пенатах" 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет.

Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время Второй мировой войны здание сгорело и восстановлено было только в 1962 году. С того времени здесь размещается музей, в котором восстановлены кабинет, гостиная, столовая и мастерская. В комнатах подлинные вещи художника, которые удалось спасти во время войны, и более ста подлинных картин Репина и его учеников - Кустодиева, Бродского, Малявина и других. На приусадебном участке с его тенистыми аллеями и прудами восстановлена беседка "Храм Осириса и Изиды", своеобразный театральный павильон, где выступали гости с концертами и лекциями. Другая тропинка парка ведет к Башенке Шехерезады, с верхней площадки которой открывается вид на Финский залив (впрочем, ныне она закрыта для посещений).

Стоимость входных билетов в музей составляет 100 рублей, для школьников - 30 рублей, работники министерства культуры вкушаю прелести пенатной жизни бесплатно. Работает музей с 10:30 до 17:00 со среды по воскресенье.

Общественным транспортом из Санкт-Петербурга доехать до "Пенат" можно на автобусе №211 от станции метро "Черная речка" или маршрутными такси №400 от станции метро "Финляндский вокзал", №305 от "Старой деревни" или №680 от "Проспекта Просвещения".

В плане постоя интересен старейший санаторий "Репино" и гостиница "Репинская". Стоимость проживания в одноместном номере санатория, который занимает дом №394 на Приморском шоссе, с трехразовым питанием стартует от 1350 рублей за ночь, при этом за дополнительную плату можно пройти диагностику и курс лечения. Для справки: 12-дневный курс санаторно-курортного лечения с трехразовым питанием и проживанием в одноместном номере обойдется в августе в 23,5 тысячи рублей.

Гостиница "Репинская" расположена чуть дальше - в доме №428 на том же Приморском шоссе. За двухместный номер в высокий сезон просят не менее полутора тысяч рублей, завтрак - 200 рублей с человека - оплачивается отдельно.

Выбор ресторанов в Репино велик: в одном можно славно отобедать под чилийское вино с видом на Финский залив, в другом поймать форель и отдать повару, чтобы ее приготовили, пожарить мясо на углях и посидеть у камина в третьем или поужинать при свечах, наблюдая, как горизонт топит солнечный диск, в четвертом.

Что же до сувениров, то соответствующих магазинов здесь нет, а потому на память о великом русском художнике лучше всего приобрести альбомы или книги, причем уже в Санкт-Петербурге, в Доме книги, что на Невском проспекте, 28.

Алексей Хованов

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала