Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Мистраль" российско-французской дружбы

© РИА Новости / Даничев Алексей / Перейти в фотобанкФранцузский военный корабль-вертолетоносец класса "Мистраль" на набережной имени Лейтенанта Шмидта
Французский военный корабль-вертолетоносец класса Мистраль на набережной имени Лейтенанта Шмидта
"Мистраль" куплен", – устало, наверное, вздохнули российские военные. "Слава богу, продали!" – скорее всего, восторженно воскликнули французские судостроители. В Петербурге 17 июня поставлены подписи под контрактом на покупку у Франции двух вертолетоносцев для нужд ВМФ РФ.

Алина Черноиванова, РИА Новости.

"Мистраль" куплен", – устало, наверное, вздохнули российские военные. "Слава богу, продали!" – скорее всего, восторженно воскликнули французские судостроители. В Петербурге 17 июня поставлены подписи под контрактом на покупку у Франции двух вертолетоносцев для нужд ВМФ РФ. Возможно, независимые военные эксперты и правы, когда говорят, что толку от "Мистралей" российскому флоту немного.

Но контакт, тем не менее, исторический: Россия спасает французские судоверфи от банкротства, впервые покупая крупную военную технику у страны-члена НАТО. Благодарная Франция в ответ стимулирует проникновение в Россию крупного европейского бизнеса. И это только начало. До конца года военные должны понять, нужны ли российскому флоту еще два корабля.

Возможности вертолетоносца

Россия подписала с Францией соглашение о покупке двух вертолетоносцев "Мистраль". Документ подписан в Петербурге гендиректором "Рособоронэкспорта" Анатолием Исайкиным и гендиректором-президентом французской судостроительной корпорации DCNS Патриком Буасье в Петербурге в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева.

Сумма контракта составила 1,2 млрд евро, сообщил журналистам гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин.

"Данный корабль может быть использован в качестве корабля управления, координирующего действия группировки, развертываемой в любых районах Мирового океана для решения миротворческих и гуманитарных задач, – пояснил главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий. – Причем возможности для оказания гуманитарной помощи населению превышают по своим техническим показателям действующие сегодня корабли и суда в России в несколько раз".

Смотреть фотоленту "Вертолетоносец "Мистраль" изнутри и снаружи" >>

"Еще раз подчеркиваю, – добавил главком, – что "Мистраль" нельзя рассматривать порознь как вертолетоносец или десантный корабль, корабль управления или плавучий госпиталь. Наличие на борту этого класса кораблей оборудованного командного центра позволяет управлять силами различного масштаба на любом удалении от баз флота в морских и океанических зонах".

Высоцкий заметил, что "применяемые технологии строительства подобных кораблей позволяют интегрировать в существующий проект российские системы вооружения, включая отечественные десантно-высадочные средства и палубную авиацию".

Мучительный "Мистраль"

Эпопея с покупкой вертолетоносцев "Мистраль" началась еще летом 2009 года. Начальник Генштаба Николай Макаров тогда заявил о планируемой покупке у Франции одного корабля и строительстве совместно с французами, но в России, еще трех кораблей этого класса.

Причем военачальник выразил надежду, что все необходимые контракты будут подписаны уже до конца того же года, 2009-го.

Новость вызвала волну возмущения у экспертов. Покупка кораблей производства страны-члена НАТО стала практически одним из символов реформы российской армии. Для нужд Минобороны никогда еще не совершалось столь крупных покупок за рубежом (на этом фоне померкла закупка беспилотников у Израиля).

Тем более необходимость покупки именно этих кораблей вызывала большие сомнения. Если уж надежды на отечественного судостроителя нет, то, как минимум, есть смысл изучить другие иностранные предложения. В частности, эксперты обращали внимание на южнокорейский Dokdo и голландский десантный вертолетоносец корабль-док Johan De Witt. Передовым вариантом универсального десантного корабля считается испанский Juan Carlos I. Специалисты через СМИ настаивали на проведении тендера.

 

Минобороны РФ удивительным образом отреагировало на запрос общественности и объявило тендер. Неожиданно для французских властей и судостроителей, уже серьезно рассчитывавших на контракт. Впрочем, очевидно, это была хорошо продуманная уловка в рамках переговоров.

Переговорщики к тому моменту разошлись во мнениях о схеме поставки. Россия настаивала на том, что три из четырех вертолетоносцев должны строиться в России. Французы же рассчитывали загрузить собственные верфи, простаивавшие без крупных заказов (судоверфь в Сен-Назере стоит практически на грани банкротства), – DCNS настаивала на строительстве во Франции минимум двух кораблей.

Гарантированный победитель

Тендер, однако, никаких неожиданностей не принес. Победил все тот же "Мистраль". Причем даже не столько по техническим параметрам, сколько по политическим причинам. Через этот проект Франция и Россия расширяют деловые и политические контакты в куда более широком спектре. 25 января 2010 года было заключено межправительственное соглашение о покупке "Мистралей" без сроков и стоимости контракта.

И все же подготовка контракта шла с большими сложностями. Переговоры не раз, казалось, заходили в тупик.

Наиболее спорным моментом оставалась передача России систем управления стандарта НАТО: боевой информационно-управляющей системы SENIT-9 и командной системы управления соединением (флотом) SIC-21. SENIT-9 французы были согласны передать России, но без лицензии на производство, а SIC-21 не хотели отдавать ни при каких обстоятельствах. Этой системой оборудован единственный авианосец Франции "Шарль де Голль".

В мае этого года Минобороны и вовсе полностью сменило команду переговорщиков. Это произошло после того, как из переговорного процесса вышли два ключевых представителя от военного ведомства – замглавкома ВМФ по вооружению Николай Борисов и первый замминистра обороны РФ Владимир Поповкин. Вице-адмирала уволили с военной службы. Поповкин же 29 апреля был назначен главой Роскосмоса.

Переговоры с французской DCNS взял на себя "Рособоронэкспорт". Наконец, 26 мая, после встречи Дмитрия Медведева и Николя Саркози на G8 в Довиле, президент Франции заявил, что стороны окончательно договорились о поставке "Мистралей".

Подписание контракта стало точкой в этой истории. Стороны вышли на взаимовыгодные позиции. В частности, как заявил президент ОСК Роман Троценко в эфире телеканала "Россия 24", отвечая на вопросы в кулуарах Петербургского международного экономического форума, около 40% работ по строительству двух вертолетоносцев выполнят российские производители.

Кроме того, по словам главы ОСК, французская сторона пошла "на беспрецедентный уровень сотрудничества и по технологиям, и по авиаобеспечению, и боевым информационным управляющим системам, системам связи". В контракт входят и стоимость обучения экипажей, и адаптация документации, и лицензии на три технологии, включая систему SENIT-9.

Продолжение следует. Пресс-секретарь Объединенной судостроительной корпорации Алексей Кравченко пояснил, что "если до конца года министерство обороны (РФ) примет решение и согласует покупку еще двух вертолетоносцев, то в этой связи цена будет фиксироваться в нынешних параметрах", и эти вертолетоносцы будут строиться уже в России. "Если не успеют, то будут новые переговоры", – сказал представитель корпорации.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала