МОСКВА, 17 июн - РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Расширенное кино" из 24 видеоарт-проектов российских и зарубежных художников, представленная "Медиа Форумом" на ММКФ как пограничная территория кинематографа и современного искусства, открылась в Московском музее современного искусства в пятницу.
Эта экспозиция, занявшая четыре этажа музейного здания в Ермолаевском переулке, - центральный проект "Медиа Форума", который уже 12 лет входит в программу Московского международного кинофестиваля (ММКФ), показывая разнообразие экранного искусства.
"В этот раз мы полностью ушли в музейное пространство, отказавшись от кинозалов, потому что мы занимаемся именно современным искусством, ведь видеоэксперименты наследуют традиции живописи и перформанса", - рассказала на превью экспозиции в четверг ее куратор Ольга Шишко.
Выставка поделена на четыре части, каждая из которых имеет поэтическое название. Однако это, по большому счету, не более, чем условность - сама куратор признает, что отдельные работы легко могли бы из одного ее раздела перекочевать в другой. На деле же экспозиция удивительным образом воспринимается как единое целое - практически для каждой видеоработы выстроен отдельный зал, а те, что сгруппированы в одном помещении, нисколько друг другу не мешают. Входы в них закрывают не двери, а плотные портьеры, как в настоящих кинотеатрах, а у длящихся больше восьми минут произведений выставлены стулья. Все они без исключения сопровождаются подробным описанием на русском и английском языках, отчего возможность не понять посыл художника сводится к нулю.
На первом этаже, в части "Пространство памяти / Искаженная субъективность" можно увидеть, например, завораживающее видео Фионы Тан "Подъем и падение", с которым она представляла Голландию на прошлой Венецианской биеннале современного искусства. Здесь же - Дуг Айткен с работой "Дом", в котором его сидящие друг напротив друга пожилые родители предстают единственно спокойными персонажами посреди разбушевавшейся стихии, крушащей жилище.
Далее следует раздел "Язык/Текст/звук и движущийся образ / Поэтика языка и пространства", где центральное место занимает видео Гари Хилла с Изабель Юппер в главной и единственной роли. Она предстает в нем то немного растерянной, то смущенной - камер было две, и она не понимала толком, куда смотреть: в итоге, актриса расслабилась, и это состояние стало ее новым образом. Текстом здесь выступает инсталляция Юрия Альберта "Картины", представляющая из себя мини-кинозал, где вместо экрана - бегущие строки из книги "Картины" Филострата Старшего - единственное описание античной живописи, созданное по 64 картинам неапольского частного собрания.
В части "Видеоискусство - слепок с реальности / "Третье кино" демонстрируется проект Харуна Фароки "Пир или полет" - на нескольких экранах, сменяя друг друга, чередуются отрывки из фильмов со сценами суицида. Один из экранов в этом зале пока пуст - на нем будут показывать видеозапись перформанса Елены Ковылиной "Сукины дети", который она проведет в день официального открытия выставки, 25 июня.
Еще один ее российский участник - Виктор Алимпиев. Организаторы экспозиции поместили его видео "Вот" в раздел "Симулированная реальность... Новые герои" вместе с произведениями "Белая ночь" Арева Манукяна и "Это не Cure / Это не лечится" Бориса Элдагсена.
По техническим причинам три видеоинсталляции - "Дерек" Айзека Джулиана, "Благовещение" Эйи-Лиизы Ахтилы и "Пятую ночь" Янга Фудонга приходится показывать отдельно от центральной части выставки, в "Гараже". Как объяснила Шишко, из-за своих масштабов они не поместились в пространства ММСИ, поэтому их решено было перенести в более просторное помещение. Там же, с 24 по 27 июня, пройдут лекции и мастер-классы "Медиа Форума", в которых примут участие, в частности, директор Центра искусств и медиатехнологий, куратор 4 Московской биеннале современного искусства Петер Вайбель, художники Фиона Тан, Лесли Торнтон и Ранбир Калека.
По словам куратора, выставка "Расширенное кино" не претендует на ретроспективность - это подборка произведений, созданных за последние 3-4 года. Однако одно условие - видеоартисты должны быть достаточно известными и уж точно состоявшимися - выполняется неукоснительно.