МОСКВА, 17 июн - РИА Новости. Председатель Союза кинематографистов РФ, режиссер и общественный деятель Никита Михалков в онлайн-беседе с читателями РИА Новости поделился своим видением проблем Московского кинофестиваля, объяснил, почему он не любит туристов, рассказал о своих пристрастиях в современном кино, отношении к реформам и многом другом.
О ММКФ и о наболевшем
По словам Михалкова, одной из самых существенных проблем Московского кинофестиваля, президентом которого он является, остается отсутствие Дворца фестивалей. В ее решении он надеется на поддержку новых городских властей.
"Но при этом остается самая большая проблема ― у нас нет дворца Московского кинофестиваля. Это самая большая головная боль. Везде есть дворцы фестивалей, которые работают круглый год, где в одном месте собраны все программы, все пресс-конференции, все службы. Юрий Михайлович Лужков пять раз публично нам обещал начать строительство фестивального комплекса, но обещания так и не были выполнены. Может быть, новое руководство Москвы поймет значимость данного вопроса и решит его" - посетовал Михалков.
В целом же 33-й Московский международный фестиваль пройдет в рабочем режиме - "фестивальная "машина" уже отлажена и работает без перебоев".
"Подготовка фестиваля ― это огромная работа. Это поездки отборочной комиссии, это договоренности с менеджерами, со звездами, это доставка копий и масса других творческих и бытовых вопросов. Поверьте, это действительно большая работа. И если ты не знаешь точно, будешь ли ты это делать или доверят кому-то другому, то могут опуститься руки. Энтузиазм, как нам с вами известно, продукт скоропортящийся. Фестивальная работа должна идти круглогодично" , - сказал режиссер.
Этот же фестиваль, с точки зрения программы, по словам Михалкова, ничуть не беднее, чем предыдущий.
"Из года в год мы стараемся расширять программу кинофестиваля. В этом году, например, кроме основного конкурса пройдет конкурс "Перспективы", в рамках внеконкурсной программы зрители смогут познакомиться с фильмами из цикла "Итальянское кино сегодня", "Испанская неделя", "Вокруг света", "Секс. Еда. Культура. Слава" и т.д. Впервые в этом году появится конкурс документального кино. В программе "Ретроспективы" будут показаны фильмы Вернера Херцога, Роба Нильссона, Сема Пекинпа, Хелен Миррен. Также нашим зрителям мы предложим большой выбор фильмов из специальных программ, таких как: "Уголок Короткого метра", "Сине-фантом". Альтернатива" и многих других. И конечно же, будет представлена огромная российская программа, которую можно будет увидеть, как всегда, в Доме кино", - рассказал он.
И в любом случае, ММКФ - "это ажиотаж кинематографа, это праздник кино".
"Я убежден, что на Московском кинофестивале найдутся фильмы на любой вкус. Главное ― следить за расписанием, чтобы не пропустить интересную для Вас работу", - сказал Михалков.
Не люблю туристов
Михалков признался, что не собирается снимать американских картин, хотя его неоднократно приглашали в Голливуд.
"Есть чудная русская пословица - где родился, там и сгодился. Да, иметь возможность пригласить любого актера – замечательно. Да, современнейшие технологии очень важны. Да, снимать свою картину там, где ты хочешь, – прекрасно. Но снимать СВОЮ картину. Я могу быть интересен миру только как русский художник, только отсюда. Потому что я могу рассказать этому миру о нас намного больше, чем другие. А снимать американскую картину, хоть и за очень большие деньги, чтобы она стала одной из..., меня это мало интересует" , - сказал он.
По убеждению режиссера, даже если он снимет картину, например, про Америку, она будет носить "туристический характер" - он же не любит туристов. "Турист – это квинтэссенция честолюбия: "Я и Эйфелева башня", "Я и Кремль", "Я и пирамида Хеопса", а потом рассматривание этих фотографий в кругу друзей", - пояснил Михалков.
Он привел пример, как снимал в Монголии картину "Урга: территория любви", и его монгольские актеры "внутри картины были настолько органичны, сильны, глубоки, независимы, что мы все, европейцы, приехавшие туда, мы все время с интересом и благодарностью наблюдали за тем, какие они". "И вот они приехали в Париж на озвучание в костюмах, галстуках, и все рухнуло. Я видел, насколько они беспомощны в этом мире", - сказал он.
Что у них и что у нас
Как признался Михалков, за последнее время наибольшее впечатление на него произвела картина "Король говорит" Тома Хупера и "Повелитель бури" Кэтрин Бигелоу. "Я считаю, что это выдающаяся картина. Это не просто фильм про войну, их много, это картина не столько о самой войне, сколько о том, как война для человека становится наркотиком", - сказал Михалков.
"Очень трогательной" Михалков назвал картину "Без мужчин", которую снял его зять Резо Гигинеишвили. Он отметил игру своей дочери Нади и второй актрисы Веры Воронковой.
Из последних российских лент Михалков отметил фильм "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского.
При этом по мнению Михалкова сейчас никакие российские фильмы не смотрят за рубежом, в чем виноваты сами их авторы.
"Я думаю, что сейчас никакие наши фильмы не смотрят за рубежом. Мы сделали для этого все возможное. И особенно это сделала наша "доблестная" кинокритика, которая подняла на щит под гордым названием "артхаус" все то, что другим словом называется непрофессионализм и "любительщина", - сказал он.
Михалков убежден, что отечественный кинематограф отвернул от себя не только иностранцев, но и соотечественников - "и это как раз, мне кажется, самая главная проблема, если не сказать преступление".
На его взгляд, чтобы зрители пошли в кино, "надо снимать национальное кино, надо снимать кино, достойное русской литературы, которую читают во всем мире". "И поэтому, если кино хотя бы приблизится к тому, что есть русская литература, я думаю, что, и кино будут смотреть", - считает он.
Сам же он намерен экранизировать рассказа Бунина "Солнечный удар".
Реформы, партии и Петр Первый
Много вопросов вызывают у Михалкова современные реформы.
"Я не увидел пока еще в этих реформах ничего того, что могло бы меня удовлетворить или даже объяснить их значение и смысл. Я понимаю президента, который хочет модернизации. Но когда Россию пытаются быстрыми темпами модернизировать, это напоминает время после Петра Первого", - сказал он. По мнению режиссера, "это начало той пропасти между народом и интеллигенцией".
При этом Михалков признает, что модернизация, инвестиции, реструктуризации – правильные и очень важные вещи. "Но только этого недостаточно для такой страны как Россия, это не спасение", - уверен он.
Со своей стороны он заверил читателей, что не собирается организовывать никакую партию, хотя и знает, каковой она должна быть - ее опорой должны служить "ясные и ощутимые принципы национального характера, национальной традиции и истории".
Читайте полную версию онлайн-конференции Никиты Михалкова >>