МОСКВА, 17 июн - РИА Новости. Российские адвокаты назвали "революционной" идею президента России Дмитрия Медведева расширить перечень оснований для увольнения с госслужбы подозреваемых в коррупции, в том числе за счет использования оперативных данных, однако, в ее оценках они разошлись, свидетельствует опрос, проведенный в пятницу агентством РАПСИ/infosud.ru.
По словам Медведева, основанием для увольнения могут служить данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, даже если они оформлены таким образом, что не могут быть использованы для уголовного преследования. При этом, добавил президент, должен сохраниться судебный порядок обжалования таких увольнений.
Революционная мера
Представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский считает, что возможность увольнения госслужащих до вступившего в силу решения суда и даже до возбуждения уголовного дела, является революцией.
"Я могу сказать только одно: это революционная мера", - заявил Барщевский РАПСИ.
На просьбу высказать свое мнение, будет ли являться данное нововведение положительным или отрицательным, представитель правительства сказал: "Оценку давать не имею права".
Справедливая идея
В свою очередь, адвокат Людмила Романченко, представляющая интересы вице-спикера Госдумы Владимира Жириновского полагает, что предложение президента справедливо.
"Как я понимаю, президент полагает, что лицо, в отношении которого ведется уголовное дело, но еще не предъявлено обвинение, не вынесен приговор, не должно продолжать службу в госорганах. В этих целях и будут дополнены основания к увольнению", - пояснила Романченко.
Адвокат подчеркнула, что "нет поводов думать о том, что по любому навету, по непроверенным фактам может быть возбуждено уголовное дело".
Она считает, что работа государственного служащего должна быть более ответственной, чем работа иного гражданина в организации.
"Взяточничество и мздоимство в госорагнах бросает тень на все органы власти государства. Коррупция действительно захватила Россию, она является большим тормозом в развитии, озлобляет народ, лишая его законных прав и внушает бесправие, уничтожая веру в справедливость", - отметила юрист.
Романченко напомнила, что для борьбы с коррупцией среди чиновников президент также предложил ввести полную имущественную ответственность госслужащих для того, чтобы возместить убытки частных лиц, понесенные из-за незаконных действий.
Полезная инициатива
Адвокат Андрей Ромашов, представляющий интересы замминстра финансов Сергея Сторчака, назвал инициативу главы государства "правильной и полезной".
"На самом деле по факту такие увольнения уже происходят. К чиновнику, чья деятельность вызывает подозрение в коррупции, приходят "нужные люди" и вынуждают его уволиться по собственному желанию. Но здесь есть два негативных момента: во-первых, это делается "в тихую", во-вторых, увольнение по собственному желанию позволяет госслужащему занять равную должность, но в другом ведомстве. В предложении же президента есть очень правильный момент: народ будет знать имена "героев", увольнения будут происходить публично, а это и есть самый действенный механизм борьбы с коррупцией", - подчеркнул Ромашов.
Вместе с тем адвокат предположил, что для реализации предложения необходимо ввести целый пласт поправок в российское законодательство, поскольку трудовые отношения, в том числе и увольнение, регулируются Трудовым кодексом, действия в отношении подозреваемых и обвиняемых - Уголовно-процессуальным кодексом, а права гражданина РФ - Конституцией России.
"Чтобы это работало, необходимо синхронизировать нормы закона, иначе один кодекс, будет противоречить другому, а все они вместе не соответствовать Конституции", - сказал защитник.
Он пояснил, что, например, в УПК РФ, уже предусмотрена норма об отстранении госслужащего от должности на время следствия, однако такое отстранение возможно только по решению суда. Кроме того, Конституция РФ гарантирует, что виновным гражданин может быть признан только по вступившему в силу решению суда.
Некорректное предложение
По мнению главы Адвокатской палаты Москвы адвоката Генри Резника, предложение "некорректно". "Так мы очень далеко зайдем", - считает он.
Он пояснил, что оперативные сведения не обладают должной юридической допустимостью, чтобы на их основании принимать решения об увольнении.
Адвокат также усомнился, каким образом будет реализовано предоставление оперативной информации руководителю и судебное обжалование таких решений.
"Они (оперативные данные) же засекречены. И как они могут быть представлены в суде?" - добавил Резник.
При этом он отметил, что не исключает возможности увольнения за утрату доверия. "Но условием должны служить установленные факты, которые не могут носить засекреченного характера", - пояснил защитник, отметив, что на основе секретных данных может быть проведена работа, чтобы обеспечить должную правовую форму увольнения, если оно потребуется.
"Не надо приносить право в жертву даже таким благим целям - ничего хорошего из этого не получится", - заключил Резник.