Рейтинг@Mail.ru
Взрослые, которые играют в игры - РИА Новости, 17.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Взрослые, которые играют в игры

© Фото : Илья Шац Две японки на игре «Знамена самураев».
Две японки на игре «Знамена самураев».
Читать ria.ru в
Дзен
Обычно пустующие в выходные улицы у стадиона "Металлург" заставлены автомобилями. В этот воскресный денек на стадионе проходят Большие Дружеские Маневры, которые собирают до 700 ролевиков – из тех, что любят натянуть кольчугу и по-товарищески отметелить друг дружку деревянными мечами или палицами.

Полина Орлова

МОСКВА, 17 июн – РИА Новости. Обычно пустующие в выходные улицы у стадиона "Металлург" заставлены автомобилями. В череде легковушек бросается в глаза карета скорой помощи. Она приехала сюда на всякий случай, и услуги ее, скорее всего, не понадобятся. В этот воскресный денек на стадионе проходят Большие Дружеские Маневры, которые собирают до 700 ролевиков – из тех, что любят натянуть кольчугу и по-товарищески отметелить друг дружку деревянными мечами или палицами.

Ролевики – самое многочисленное неформальное сообщество в России. Они чем-то похожи на реконструкторов: и те, и другие воссоздают несуществующую сегодня реальность. Но если реконструкторы огромное внимание уделяют исторической достоверности своих костюмов и аксессуаров, то ролевикам важно просто подобие. Оружие у них почти игрушечное, костюмы – из современных материалов, а герои могут быть не только из учебников истории, но и из литературы. Чтобы стать ролевиком, нужно выбрать себе персонаж по душе, смастерить костюм и разыграть свою роль по вчерне набросанному сценарию.

Вдохновение по сценарию

Хорошая ролевая игра готовится два-три года, а играется – два-три дня. Часто в основу сюжета ложится литературное произведение. Если вымышленный мир описан автором недостаточно подробно, то организаторам игры, которых в кругу ролевиков называют мастерами и очень уважают, приходится придумывать и новые повороты сюжета, и множество недостающих деталей. Игру можно построить и на основе реальных исторических событий, но при этом финал все равно остается непредсказуемым.

Москвичка Марина, когда-то серьезно увлекавшаяся ролевыми играми, а сейчас все свое время отдающая маленькому сыну, рассказывает, что качественная игра - не дешевое удовольствие.

"Все это стоит от трех до пяти тысяч долларов. Чаще всего играют в лесу. Значит, надо организовать какой-нибудь транспорт. Потом, в зависимости от сюжета, нужно построить несколько условных объектов – замок, трактир, тюрьму и тому подобное. Для этого надо закупить дерево, не будешь ведь вырубать лес вокруг. Нужно запастись едой – ведь трактир должен чем-то торговать. Значит, еще понадобится и валюта, которую нужно напечатать. Надо купить ткань, которой огораживают какие-то игровые объекты. Взносы за участие в игре – около одной-двух тысяч, они никогда не отбивают вложенных денег. Максимум можно уйти в ноль".

Когда сюжетная канва игры прописана, участники разбирают себе роли. Ключевых персонажей, от которых в игре многое зависит, берут себе мастера. Они единственные представляют возможное развитие событий и контролируют других игроков,  доставая в нужный момент припасенный козырь из рукава.

Вячеслав Рожков, редактор ролевого сайта rpg.ru и один из редакторов ролевого журнала "Мое королевство", утверждает, что не любит играть руководящие роли - слишком хлопотно. А вот "пятого лучника в третьем ряду" – пожалуйста. "Если вам надо взять на себя море приключений, - рассказывает он, - вы можете подойти к королю и его зарезать, после чего вас торжественно казнят, но это будет неправильно, потому что вы сломаете людям игру".

Несмотря на кажущуюся свободу, игра развивается по довольно жестким правилам. Так, к примеру, в военных играх прописывается, какие именно ранения означают, что вас убили, а какие – что просто покалечили. Но при этом в рамках правил вы свободны в своих действиях и сами творите сюжет.

"Игру можно запустить несколькими путями, - рассказывает Вячеслав. – Первый - задать некое противоречие. К примеру, вас какой-нибудь гад обидел, и вы должны ему отомстить. А можно никаких стимулов не задавать. Мы просто предполагаем, что если нарядимся в костюмы и натянем на себя личины персонажей, то игра пойдет сама собой. И это работает. Люди начинают взаимодействовать. Вот игра "Одесса-мама" отлично получилась. Мы играли 1919 год по мотивам "Свадьбы в Малиновке", бунинских "Окаянных дней" и "Одесских рассказов" Бабеля. Раздали персонажей и начальные вводные. И игроки сами двигали игру - ведь все знали, что им надо делать: и красные, и белые, и бандиты, и французский легион. Люди действовали в рамках своей роли, и все дышало"

Имя им – легион

Существует мнение, что ролевые игры – хобби обеспеченных людей. Марина рассказывает, что сшить хорошее игровое платье обойдется не меньше, чем тысяч в пять. Она планирует вскоре поучаствовать в какой-нибудь интересной игре, но решила сперва подкопить денег, потому что ехать "девочкой в занавеске" ей не хочется.

"Ты бы видела стоянку автомашин ролевиков в лесу! – восклицает она. – Просто выставка достижений!"

Вячеслав Рожков же считает, что "входной билет" на игру совсем недорог – "достаточно просто купить кусок ткани, сшить себе костюм и решиться поехать". Поэтому, объясняет он, ролевиков и много - только постоянных участников порядка 50 тысяч человек, а в целом движение, по прикидкам Вячеслава, насчитывает более 100 тысяч членов. И это не окончательные цифры, ведь с каждым годом армия ролевиков прирастает на 20 процентов.

В ролевые игры сейчас играют в 76 российских регионах из 89.

"У нас не очень хорошие отношения с чиновниками", - говорит Вячеслав. - Мы для них - головная боль. Но говорить, что мы в подполье, неправильно. Вот, например, губернатор Громов не любит ролевые игры, поэтому нам для проведения крупных проектов приходится уезжать из Подмосковья в другие области. А если там комитет "по борьбе с молодежью" прогрессивный, то с ролевыми играми может быть все хорошо. Как в Казани, например. Там ролевики идут в комитет по делам молодежи - и в Казани проходит самый большой фестиваль ролевых игр".

С меньшими мероприятиями, вроде Дружеских Маневров, хлопот поменьше, поэтому устраивают их чаще. По словам Вячеслава, они дают чиновникам "положительную карму".

"Ведь это такая большая-большая "галка" в плане работы с молодежью, - рассказывает Рожков. - Приходишь к начальству и говоришь: "Вам ничего делать не надо, просто дайте помещение". У нас игра, а у них галка "по борьбе с молодежью", и все счастливы. В последние годы мы пошли в образование, и к нам прислушиваются. У нас были несколько проектов в МГИМО, в МИФИ. В МГУ даже есть инновационный образовательный центр. Ролевые игры - это новая форма обучения, усвоения материала".

Откуда есть пошли ролевики

Кстати, обучение – любимый козырь ролевиков, который они пускают в ход, отвечая на неизбежный вопрос корреспондентов "Зачем вам вообще это все нужно?"

"Можно сказать стандартно и красиво, что ролевые игры -  это самообучение. И это будет правдой, - подтверждает Вячеслав. - Все гуманитарные знания я, технарь по образованию, получил благодаря ролевым играм, ведь они стимулируют читать книжки. Но в первую очередь, игры - это адреналин и общение".

Именно ради этого общения люди вот уже больше сорока лет ездят в леса, наряжаются в эльфов, мушкетеров, красноармейцев и прочих небанальных существ и играют. А заодно – болтают, жарят шашлыки и влюбляются.

Вячеслав Рожков рассказывает, что ролевые игры зародились в нашей стране в 70-ых годах прошлого века. Но в организованное сообщество, которое ощущает себя единым целым, отдельные разрозненные группки ролевиков объединились лишь в 1990 году.
"Клубы любителей фантастики, кспэшники и течение неформальных педагогов, которые применяли ролевые игры - вот, на наш взгляд, три источника ролевых игр в России, - говорит Рожков. - Кстати, побывав на зарубежных ролевых фестивалях, мы обнаружили, что примерно в это же время и абсолютно независимо друг от друга в разных странах практически по всему миру начали формироваться сообщества ролевиков. То есть ролевые игры - это ответ на какой-то вызов общества, но, правда, мы не знаем, на какой. Пока что никто этого не сформулировал. Может быть, крах социалистической системы и окончание холодной войны послужили спусковым крючком, кто знает".

Так или иначе, но людям во всем мире вдруг захотелось новых сказок.

"Ролевым играм гораздо больше лет, чем официально это признается, -  говорит Александра Хохлова, психолог, мастер ролевых игр со стажем 15 лет. - Человек с начала своего формирования как социального существа играл в ролевую игру, просто это никогда так не называлось. Сначала игры носили ритуально-мифологический характер, потом карнавальный. Вспомните итальянскую комедию дель арте или наших скоморохов. Корни-то одни и те же. Людям надо разгружаться и веселиться. Собственно, ролевые игры - это один из методов повеселиться и побыть не самим собой".

Вошли в роль

Вот это "побыть не самим собой" и настораживает противников ролевых игр. Как можно отказаться от своей личности, пусть даже д'Артаньян гораздо круче тебя, а Лютиэн Тинувиэль гораздо красивее? А вдруг заиграешься окончательно и пообещаешь какой-нибудь каналье из офиса "уши на ходу отрезать"? Но Александра Хохлова утверждает, что можно не слишком беспокоиться на этот счет.

"Действительно, существует влияние роли на повседневное поведение. Есть опасность, что человек, часто играющий одну и ту же роль, заиграется и это поведение привнесет в реальную жизнь. Но такое развитие событий совсем не обязательно. Я так скажу, -  резюмирует Александра, - человек, у которого с головой не все в порядке, пришедший в ролевые игры, действительно может спровоцировать себе какой-то серьезный срыв. Но это из-за изначальной предрасположенности, а не потому, что он в ролевые игры играет. Более того, ролевые игры требуют очень серьезного интеллектуального напряжения. Для того чтобы съездить, например, на игру по Японии, нужно про эту Японию достаточно много прочесть. Причем, не про одну эпоху".

Действительно, ролевики - зачастую хорошо образованные люди. Те, с которыми мне довелось пообщаться на АльтерКоне – мероприятии для творчески настроенных ролевиков, любителей поэзии и танцев, - оказались все как один интеллектуалами. Миниатюрная девочка на вид не старше 15 лет, которая называла себя Темной Майей и куталась в черный плащ, на самом деле – младший научный сотрудник. Сфера ее работы, на минуточку, - биоинформатика. Скромная блондинка с потупленным взором и веревочкой на лбу  - переводчик художественной литературы, литературовед. Лишь одно настораживало в ее случае: говорила она о себе то в мужском роде, то в женском. 

"Дело в том, что я, несмотря на свой солидный возраст – мне 31 год, примкнул к движению совсем недавно. В один прекрасный день, перечитывая "Сильмариллион" Толкиена, я заметил, что некоторые события жизни одного персонажа совпадают с событиями моей собственной жизни. Это было озарение. Персонаж, которого я в результате приняла, - Беоринг, из первой эпохи".

"Эээ, Беоринг – мужской персонаж?"

"Беоринг – это национальность, а зовут его Берен", - блондинка рассердилась. Разговор не клеился.

"Послушайте, Толкиен все так здорово описал в своих книгах… Откуда он взял все эти подробности? Можно подумать, что он побывал в своем Средиземье!"

"Вот именно! – с жаром воскликнула блондинка-Берен. - В этом-то и весь вопрос!"

"Так может, этот мир действительно где-то существует?"

"А какая вам разница?  - вдруг зло сказала Темная Майя, младший научный сотрудник. – Вы считаете, есть разница между несуществующим и принципиально недостижимым?"

Вот так и побеседовали.

Может быть, разница есть, но для ролевиков это неважно. Они умеют построить свою собственную реальность и провести в ней чудесный уикенд с друзьями.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала