Елена Супонина, политический обозреватель "Московских новостей", востоковед – для РИА Новости.
В воскресенье 19 июня новому лидеру "Аль-Каиды" египтянину Айману аз-Завахири, который уже почти десятилетие успешно скрывается от американских спецслужб, должно исполниться 60 лет. Сообщение о том, что именно он теперь возглавляет самую опасную международную террористическую группировку, было размещено его "коллегами" в интернете за пару дней до этого юбилея.
Но не надо искать здесь скрытого символизма. Исламисты не склонны делать подарки своим руководителям, да и к дням рождения люди на Востоке относятся более равнодушно, чем на Западе. В исламе главное – поклонение Аллаху, а не личностям. Просто так совпало по времени, хотя для западного сознания, надо признать, это выглядит символично. Вопрос в том, что тут за символика.
Будет еще более показательно, если спецслужбам удастся уничтожить этого человека в текущем 2011-м году, желательно ближе к осени, когда 11 сентября мы будем вспоминать 10-летнюю годовщину терактов в США. Считается, что к их организации Айман аз-Завахири причастен не меньше, чем его предшественник и соратник Усама бен Ладен, который был убит 2 мая в ходе американской спецоперации в Пакистане.
За информацию, могущую привести к поимке или ликвидации Аймана аз-Завахири, американцы давно обещают 25 млн долларов. Не исключено, что в связи с новым назначением цена его головы возрастет. За Усаму, по крайней мере, давали 50 миллионов, но так и не было объявлено, получил ли кто-то из информаторов хотя бы часть обещанной суммы.
А вот для тех, кто борется с терроризмом, это сообщение если и не подарок, то хорошая новость. Даже в самых сложных ситуациях всегда спокойнее, когда имеешь дело с чем-то предсказуемым. О том, что этот египтянин скоро станет главным в иерархии "Аль-Каиды", заговорили сразу после уничтожения Усамы бен Ладена.
Правда, вскоре один из западных политологов, якобы имеющий тесные связи среди экстремистов, удивил другой информацией. По его данным получалось, что в "Аль-Каиде" углубился раскол между молодежью и старыми кадрами. На волне разногласий в первые лица выдвинулся молодой египтянин Сейф аль-Адль. Это предположение добавило интриги, но не более того. Тот кандидат так и не стал главным.
Устаревающий символ радикального джихада
Сами джихадисты, похоже, и не сомневались, что право быть номинальным руководителем организации заслужил ветеран афганской войны с советскими войсками, врач по образованию Айман аз-Завахири.
Поэтому новость о решении некоего "общего командования организации" поставить на высшую должность этого теоретика и практика джихада была благожелательно, но спокойно и без ажиотажа встречена на сайтах экстремистов. К примеру, представитель союзных "Аль-Каиде" афганских талибов Ихсанулла Ихсан заявил, имея в виду аз-Завахири: "Да, этот человек вполне способен руководить организацией". Только и всего. Западные политологи, опять-таки, проявили к этому известию гораздо больший интерес.
Номинальный же он руководитель потому, что, по мнению большинства экспертов, единой организации "Аль-Каида" со строгой вертикалью и централизованным руководством не существует. Ее региональные филиалы (на севере Африки, на Кавказе, на Аравийском полуострове и так далее) действуют самостоятельно, опираясь лишь на общие идеологические установки. Нередко случается, что совершающие террористические атаки группировки приписывают себе ради устрашения роль филиалов "Аль-Каиды", хотя таковыми не являются.
"Аль-Каида" – это символ радикального джихада, но на фоне народных революций в арабских странах это устаревающий символ. И его теперешний лидер – такое же стареющее лицо этой организации. Что тоже неплохой признак для тех, кто борется с этой группировкой. Время "Аль-Каиды" уходит, а значит, с нею легче будет покончить, хотя это отнюдь не значит, что вместо этого врага не появятся другие.
Тот же Усама бен Ладен, руливший своими подчиненными с помощью редких записочек из городка в Пакистане, уже много лет как не мог быть вождем террора на практике. Пока он и его соратники прятались от гоняющихся за ними секретных агентов, на Ближнем Востоке зарождались цунами революции.
Молодой тунисский торговец, с которого это началось, не стал вопреки учению "Аль-Каиды" взрывать себя в толпе несчастных, а в одиночку сжег себя в знак протеста, когда потерял работу и подвергся оскорблениям власти. Эффект оказался гораздо большим.
"Ему придется больше думать о выживании"
Так что прав тот представитель администрации США, который, не называя себя по имени, так прокомментировал приход Аймана аз-Завахири на пост главной мишени американских спецслужб: "Ему придется больше думать о выживании, чем о планировании терактов".
Однако руководитель организации еще выкраивает время для серьезных размышлений о будущем своих единоверцев и земляков. Одна из его целей – оседлать волну революций, чтобы удержать остатки былой популярности.
В его появившемся в интернете неделю назад обращении говорилось: "Против Америки выступают не отдельные люди, а восставшие народы". Еще Айман аз-Завахири как профессиональный пропагандист призывал к продолжению на Ближнем Востоке "революций против прогнивших деспотичных режимов, навязанных Западом". Он говорил о Египте, Тунисе, Йемене, Сирии и Марокко. И еще он сказал о том, что "нельзя оставить ни пяди палестинской земли американскому прислужнику Израилю".
Тем "Аль-Каида" и удивила всех в свое время, что, находясь в горах Афганистана, ее лидеры поставили перед собой глобальные цели и попытались их осуществить с помощью терактов международного значения. Но приписывание себе сейчас роли координатора арабских демонстраций выглядит так, словно это попытка дряхлеющего боевика, все еще не выпускающего автомата из рук, угнаться за молодым революционером, оружием которого стал транспарант с антиправительственным лозунгом и букетик жасмина.
Революции на Арабском Востоке делаются без "Аль-Каиды", которая не смогла даже найти в себе достаточных творческих сил, чтобы предложить соратникам руководителя интереснее и оригинальнее Аймана аз-Завахири.
Наконец-то эта организация перестает удивлять – и слава Аллаху.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции