МОСКВА, 16 июн - РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Record again! 40 лет немецкого видеоарта. Часть 2", посвященная исключительно немецкому видеоарту - жанру, без которого в последнее время не обходится ни одна выставка и ни один кинофестиваль, проходит в Государственном центре современного искусства в Москве.
Видеоарт - жанр современного искусства, появившийся в шестидесятых годах прошлого столетия. Он, является, пожалуй, наиболее молодым видом искусства, но уже ставшим неотъемлемой частью любого крупного культурного проекта. До недавнего времени видеоарт относился к искусству, но в последние десять лет кино все больше обращается к видеоарту, заимствуя идеи и приемы, а такие крупнейшие фестивали как, например, в Венеции, устраивают отдельные показы.
Проект "Record again! 40 лет немецкого видеоарта. Часть 2" не в последнюю очередь появился из-за развития и изменения технологий записи и воспроизведения отснятого материала - оказалось, что многие произведения сейчас попросту не на чем смотреть, да и пленки зачастую оказываются испорченные временем.
Немецкие музейщики, среди которых был и директор Центра искусств и медиатехнологий Карлсруэ (ZKM) Петер Вайбель, куратор следующей Московской биеннале современного искусства, в начале 2000-х годов объединились для работы по сохранению и систематизации видеоарта. В результате кропотливой работы, включавшей в себя поиск работ, их реставрацию и перевод на цифровые носители, появилась первая часть выставки.
Она демонстрировала подборку видео, созданного в Германии с 1963 по 2004 год, и носила обзорный и ретроспективный характер. Одновременно с этим в ZKM была создана лаборатория с техникой предыдущих поколений, способных воспроизводить более 50 существовавших ранее видеоформатов .
Как рассказала на лекции в среду вечером одна из создательниц проекта, руководитель Центра медиа-арта "Эдит-Русс-Хаус" в Ольденбурге Сабине Химмельсбах, вторая часть выставочного проекта акцентируется на немецком видеоарте конца 1960-1970-х годов. До России его уже показали в нескольких городах Германии, и там это была фактически историческая реконструкция. Произведения демонстрировались на оборудовании, соответствующем времени создания работ, в то время как в Москве 40 работ показывают в оцифровке и с помощью современной техники.
Среди них - "Боксерский поединок за прямую демократию через народное голосование" Йозефа Бойса, который состоялся на "Документе" в 1972 году, "Мы пишем цветом красной капусты" Клауса Бемлера - видео было снято в 1974 году и демонстрирует прием, к которому впоследствии неоднократно обращались другие видеохудожники - вовлечение зрителя в создание произведения. Такая же ситуация наблюдается и в работе "Волшебное зеркало" (1970 и реконструкция в 2008 году) группы telewissen - на пешеходной улице Дармштадта стоял автобус с распахнутой дверцей и телевизором, в котором прохожие могли видеть сами себя благодаря установленной камере. О том, что будущее искусства - за видеоартом, рассказал в своем интервью 1972 года немало сделавший для его становления Гери Шум. Тогда в это еще слабо верилось, однако его слова, как показывает нынешнее время, оказались пророческими.
Еще одно важное направление, получившее развитие в видеоарте - тема телесности, и его на выставке представляет видео "Без названия", которое Урс Люти сделал в 1973 году. Художник снял себя в роли объекта обожания - на экране появляется женская рука, которая скользит по его щеке и волосам и таким образом он бросает вызов истории искусств, где обычно мужчина поклоняется женщине, а не наоборот. При этом на экране постоянно пробегает черная полоса - технический сбой еще при записи, но ее при реставрации видео решили оставить.
Создатели проекта уверены, что его продолжение последует, потому что только в таком случае получится решить его главную задачу - создание непрерывной истории видеоарта, гарантирующей, что ни одно произведение не будет утрачено.