МОСКВА, 15 июн - РИА Новости. Стоимость развития железнодорожного транспорта в России к чемпионату мира по футболу 2018 года, включая высокоскоростные магистрали и закупку подвижного состава, составит около 2,6 триллиона рублей, сообщил в среду по итогам заседания научно-технического совета президент РЖД Владимир Якунин.
"Речь идет о 840 миллиардах рублей - это линии, которые подлежат модернизации, по которым мы должны обеспечить движение со скоростью до 200 километров в час. Если добавить к этому подвижной состав и т.д., то цифра выходит за 1 триллион рублей. Если добавить ВСМ, то ориентировочно оценка инвестиций составляет около 2,6 триллиона рублей", - сказал Якунин журналистам.
Он отметил, что окончательное решение будет принимать правительственная комиссия.
РЖД разрабатывают концепцию организации скоростного железнодорожного сообщения между городами, принимающими матчи ЧМ, в соответствии с поручением правительства РФ.
"Концепция должна стать практическим инструментом для решения поставленной Правительством РФ задачи по выработке предложений о доставке пассажиров и болельщиков в города проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Она также должна послужить идее развития и модернизации железнодорожного транспорта России в целом", - сказал глава РЖД.
По словам Якунина, финансировать проекты планируется как за счет госсредств, так и за счет средств частных инвесторов - на условиях контракта жизненного цикла или же в иных формах при условии возврата инвестиций. Он не уточнил, в какой пропорции возможно государственное и частное финасирование.
Проект концепции был разработан ОАО "Институт экономики и развития транспорта" - дочерним обществом РЖД.
Генеральный директор ИЭРТ Федор Пехтерев в своем докладе отметил, что целью модернизации железнодорожной инфраструктуры является необходимость массового перемещения болельщиков и туристов в сжатые сроки между городами проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. В соответствии с заявочной книгой в России предполагается проведение 64 матчей в 13 городах при вместимости стадионов от 45 до 90 тысяч человек.
Что предложит РЖД
Подробности и детали концепции РЖД ранее не озвучивали. Пресс-служба РЖД в среду сообщила, что в соответствии с проведенными проработками специалистами определена необходимость реализации проектов по ряду направлений. Организация высокоскоростного движения по специализированным магистралям со скоростями движения 300-400 километров в час предполагается на участках Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород и Нижний Новгород - Казань с дальнейшим продлением до Екатеринбурга.
Скоростное движение с максимальной скоростью до 160-200 километров в час может быть организовано на направлениях Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Краснодар - Адлер и Москва - Ярославль.
Ускоренное движение пассажирских поездов предлагается организовать на ряде направлений в Приволжском регионе - в связях Нижнего Новгорода, Саранска, Самары, Волгограда, Казани как между собой, так и с Москвой, а также в связях центрального региона с Калининградом. Для доставки иностранных туристов к местам проведения турнира концепция предусматривает скоростные и ускоренные международные сообщения на маршрутах Москва - Минск - Варшава - Берлин, Москва - Киев, Москва - Рига и Санкт-Петербург - Таллинн.
Создание новых и развитие существующих интермодальных пассажирских перевозок в связях "аэропорт - город" в перспективные могут появиться в Казани, Сочи, Санкт-Петербурге, Калининграде, Волгограде, Краснодаре и Ярославле (существующие - Москва, Екатеринбург, Самара).
При реализации проектов концепции планируется организация полигонов со временем в пути следования между городами проведения матчей от 2 до 5 часов с использованием поездов с местами для сидения. Это, в частности, Центральный полигон (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород), Южный полигон (Ростов-на-Дону, Краснодар, Адлер) и Приволжский полигон (Нижний Новгород, Казань, Саранск, Самара).
При отсутствии возможности сокращения времени в пути следования между городами до 5 часов на ряде направлений (Москва - Казань, Саранск, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар) предполагается организовать ускоренное движение пассажирских поездов со временем хода от 8 до 12 часов (комфортабельные "ночные" поезда).
Необходимые размеры движения дополнительных скоростных, ускоренных и высокоскоростных поездов во всех сообщениях в период проведения Чемпионата мира оцениваются в размере до 70 пар в сутки в зависимости от стадии проведения турнира.
Однако Якунин в апреле писал в своем блоге, что к ЧМ-2018 движение со скоростями до 200 километров в час планируется запустить на направлениях Москва - Харьков - Ростов-на-Дону - Краснодар - Адлер, Москва - Ярославль, а также в сообщении с Западной Европой и Украиной. Для этого, уточнял глава РЖД, потребуется не только модернизация инфраструктуры, но и строительство дополнительных главных путей.
На ряде маршрутов, рассказывал Якунин, планируется организовать ускоренное направленное движение пассажирских поездов с повышением маршрутных скоростей до 70-90 километров в час. Также компания предложит организовать в городах, где будут проводиться матчи, интермодальные перевозки "аэропорт-город".
Старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович говорил, что прорабатывается возможность организации к ЧМ-2018 таких перевозок между городом и аэропортом в Волгограде, Краснодаре, Калининграде. Подобные линии будут построены в Казани, Сочи и Санкт-Петербурге.
Замечания и предложения
По итогам обсуждения концепции на научно-техническом совете будут сформулированы замечания и предложения. После доработки проект документа планируется направить на рассмотрение в министерство транспорта РФ и на комиссию по транспорту и связи правительства РФ.