Александр Архангельский
Не будучи страстным футбольным болельщиком, я совершенно не собираюсь обсуждать тактическую верность или ошибочность увольнения Гуллита с поста тренера "Терека". Может быть, да, может быть, нет; то ли были шансы за полгода превратить команду в нечто дееспособное, то ли не было таких шансов, - все это не моего ума дело. Я - о другом. О стиле. То есть о культуре. Которая у нас, как в тюремном бараке, загнана под нары, но от которой, на самом деле, зависит в долгой перспективе многое, если не все.
Так вот, стиль внедрения Гуллита в "Терек" и стиль его изгнания чересчур напоминает плохую восточную сказку о том, как самовластный хан поманил продажного волшебника из далекой западной страны, отвел его в свой Сезам и полупопросил - полуприказал: бери себе, что хочешь, только сделай мне приятное, подари мне чудо. Разумеется, как и положено в восточной сказке, под видом настоящего волшебника к нему прокрался самый настоящий жулик. Он получил пароль от Сезама и стал по ночам таскать драгоценности, покуда хан не догадался, что никаких чудес не будет.
Объясните мне, в уставе "Терека" написано, что решение о тренере принимает Кадыров? Или он работает пресс-секретарем команды и озвучивает ее ультиматумы тренеру, а потом комментирует отставку? А если нет, то почему он выступает по этому поводу? Вообще, публичный ультиматум перед матчем - вещь дикая; это стиль окраинного феодализма, который свято верит, что ни систематический труд, ни долгое движение к успеху, а перстень, снятый с пальца и подаренный заезжему фигляру, может гарантировать удачу. В этом смысле Гуллит был выбран с идеальной точностью; он и не скрывал, что едет как рейдер к туземцам, он осваивал Сезам Кадырова с таким же упоением, с каким европейские авантюристы осваивали южные колонии. Теперь он изгнан; изгнан по-туземному; со стороны смотреть – смешно, а изнутри только так и можно. Потому, что соответствует уровню политической культуры. Какая уж есть.
Чтобы не зацикливаться только на кавказском регионе (тут все проявляется в чистом, беспримесном виде), напомню о сюжете с иркутским самолетом. Который был задержан на час ради опаздывающего губернатора, не смотря на сопротивление экипажа. Только одна оговорка: складывается ощущение, что этот эпизод кто-то очень хотел бы использовать для давления на Мезенцева, чьи люди, конечно, совершили серьезную ошибку, но который явно - не худший губернатор в России. И который, как минимум, извинился перед пассажирами. Так что речь не о нем лично, а на иркутском примере – о царящих нравах.
Так вот, нравы в нашем городе дикие, господа. Под первых лиц перекрывается городское движение, под вторых и третьих – трассы, губернаторы летают на областных чартерах, превращенных в личный авиатранспорт, а если скромно пользуются регулярными рейсами, то в нарушение закона, рейсы могут тормозить. С мигалками стало чуть полегче, спасибо "синим ведеркам"; неожиданным образом оправдан правозащитник Олег Орлов, и никакой грозный Кадыров и Кадыров в Грозном не сумели этому помешать. Но это только первые шаги на пути избавления от индейских комплексов боевой раскраски и пацанских понтов раскультуренных денег. Пока такие нравы будут царить в нашей любимой державе, не надейтесь, что патентованные гуллиты будут относиться к работе в России иначе. Да, они ведут себя как рейдеры, но ведь и мы стоим на рейде, а не движемся в открытом море.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции