Рейтинг@Mail.ru
Дипломатия от противного: куда ведет спешка с признанием врагов Каддафи - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дипломатия от противного: куда ведет спешка с признанием врагов Каддафи

"Теория заговора" с Михаилом Ростовским

Читать ria.ru в
Дзен
Ряд стран признал сформированный повстанцами переходный Национальный совет (ПНС) Ливии законным представителем интересов страны. Михаил Ростовский сомневается в справедливости принятия такого решения.

Михаил Ростовский

Встреча полковника Каддафи с мировым шахматным боссом Кирсаном Илюмжиновым прошла, как говорили в советскую эпоху, "в теплой и дружественной обстановке". Но правовых последствий у беседы двух народных вождей — бывшего и пока еще нынешнего — не было. А вот ливийским повстанцам с иностранными гостями повезло больше.

Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле во время визита в главный город повстанцев Бенгази торжественно заявил, что отныне Берлин признает сформированный противниками Каддафи переходный Национальный совет законным представителем интересов ливийского народа. Вслед за Германией переходный Национальный совет Ливии признала Канада. Я всем сердцем желаю скорейшего падения режима Каддафи. Но волна дипломатических признаний, которая сейчас обрушилась на ливийских повстанцев, все равно оставляет у меня ощущение беспокойства.

В 30-ые годы была на Земле такая интересная страна — Великая Маньчжурская Империя. У Маньчжурии были все атрибуты государственности: собственный монарх — последний император Китая Пу И. Собственная армия в виде императорской гвардии. Собственный гимн: в песне из одного куплета маньчжуров призывали сделать свою страну "свободной от печали".

Пользовалась Великая Маньчжурская Империя и международным дипломатическим признанием. Вскоре после создания маньчжурского государства в 1932 году его признали Сальвадор и Доминиканская республика. Позднее к ним присоединились и более серьезные страны: Италия, Испания, Германия, Венгрия и другие.

Короче, все было хорошо в Маньчжурии. За одним крошечным исключением. Империя была не столько страной, сколько марионеточным территориальным образованием, в котором хозяйничали японцы.

Насколько правомерно сравнивать Великую Маньчжурскую Империю и государство ливийских повстанцев? Я готов первым признать: речь идет о двух совершенно разных политических явлениях. Ливийские повстанцы — это не иностранные марионетки. Это люди, которые просто хотят для себя лучшей жизни.

Напомню факт, о котором не любят вспоминать российские поклонники Муамара Каддафи. Даже если вы не имели никакого отношения к Ливии, вы все равно могли стать жертвой удивительных причуд полковника.

Документально доказано: именно Каддафи в 1988 году непонятно ради чего приказал заложить бомбу в самолет авиакомпании "Пан Америкэн". Громадный "Боинг-747", как известно, взорвался над шотландским городом Локерби. Погибло 259 человек - все пассажиры и члены экипажа. Еще 11 человек из числа местных жителей были убиты упавшими обломками.

А теперь задумаемся: если в результате затей Каддафи гибли даже случайные иностранцы, то каково это - быть его подданным? Одним словом, все мои симпатии на стороне ливийских повстанцев. Однако, означает ли это, что созданный ими режим уже сейчас заслуживает международного дипломатического признания?

То или иное правительство может признаваться законным руководителем страны в одной из двух ситуаций. Ситуация первая. Данное правительство пришло к власти в результате выборов. Переходный Национальный совет Ливии по большому счету никто не избирал. Да и можно ли было это сделать в принципе, если некоторые его члены предпочитают оставаться анонимными? Мол, если мы раскроем свои имена, нас убьют агенты Каддафи!

Ситуация вторая. Данное правительство контролирует большую часть территории своей страны. Это опять не наш случай. Если бы не иностранное военное вмешательство в виде авиационной поддержки, то от ливийского Национального переходного совета сейчас остались бы одни воспоминания.

Отсюда неизбежный и неприятный вывод: несмотря на все различия, сходство между дипломатическим признанием режима императора Пу И в Маньчжурии и международным признанием правительства ливийских повстанцев все-таки есть.

Мне могут задать вопрос: а к чему конкретно вы призываете? Или, может быть, вы сами этого не знаете? Ведь режим Каддафи вам не симпатичен. Но против международного признания правительства, которое создали его оппоненты, вы тоже возражаете.

Отвечаю: я выступаю за максимально отточенные формулировки и за то, чтобы вещи назывались своими именами. Международное право — это исключительно гибкая юридическая система. В ней найдутся точные термины на любой случай. Нынешняя ливийская коллизия — не исключение.

Решать, кто является единственным законным выразителем интересов ливийского народа — это не дело Германии или любой другой иностранной державы. Но это не значит, что иностранные государства не имеют права на официальном уровне общаться с правительством ливийских повстанцев.

Любая уважающая себя страна не просто имеет такое право. Она обязана это делать. Благо для этого достаточно всего лишь признать переходный Национальный совет в Бенгази "законным собеседником" по ливийским делам, как это сделала Россия, Австралия или Мальта.

Вам кажется, что я чересчур увлекся игрой в дипломатические термины? Согласен: речь идет о нюансах. Но "нюансы" и "мелкие технические моменты" - это совсем не одно и то же.

Пренебрежительное отношение к нюансам в ливийской ситуации 2011 года означает создание крайне опасного прецедента. Прецедента, который в будущем может быть использован для создания марионеточного режима в какой-нибудь другой иностранной стране. Поэтому пока я против полноценного дипломатического признания правительства ливийских повстанцев. Режим Каддафи мне не мил, но истина дороже.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотреть круглосуточный канал RIAN TV>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала