Ирина Зубкова, РИА Новости.
Как показывают результаты опроса директоров школ, 28% из них полагают, что в советское время за безопасностью следили строже, 11% считают более надежными современные школы, а большинство (65%) думают, что главное в этом вопросе не время, а чувство ответственности конкретного директора.
Несмотря на применение современных технологий, за годы учебы едва ли не каждый ребенок попадает в ситуацию, где страдает его безопасность: физическая или психологическая, экологическая или социокультурная, информационная или связанная со здоровьем.
«Детей защищать надо не языком, а делами, — убежден директор школы из Белгорода, участник исследования Андрей Тихов. — У каждого в стране должно быть понятие относительно каждого ребенка: «это мой ребенок». Не болтать, а реально остановить дерущихся, не дать перейти дорогу на красный свет, не допустить насилия».
Опрос проводился с 20 по 27 мая 2011 года при участии РИА Новости оргкомитетом Всероссийского конкурса «Директор школы — 2011». Он ясно показал, что директора школ по-разному понимают, что такое защита и безопасность детей. Одни считают необходимым сконцентрироваться на качественной охране здания и прилегающей территории (38%), другие — на организационной безопасности и соблюдении дисциплины (47%), а третьи ставят во главу угла охрану здоровья учеников и их психологический комфорт (40%). Однако абсолютное большинство сошлись в едином мнении: ключевое звено в обеспечении безопасности — это квалификация педагогического и административного состава. Ничто так не вредит ученику и не понижает мотивацию ребенка к учебе, как низкая квалификация и непрофессионализм работников школы (84%). Интересно отметить, что обеспечение безопасности с помощью технических средств (видеонаблюдения, специальных систем оповещения) считает необходимым лишь 18% опрошенных директоров школ.
Что делают для защиты детей в разных регионах? В школе № 2 города Мончегорска Мурманской области ученики в июне обновляют детские площадки, посещают социальный приют, раздают на улице листовки с телефонами служб, куда дети могут обратиться за помощью в трудной ситуации. В школе № 4 города Чегем Кабардино-Балкарской республики каждый год 1 июня проводят театрализованное представление с приглашением в школу детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому. «Очень важно, чтобы дети чувствовали, что их любят, что они нужны, что их защитят от всех напастей», — делится своим мнением о значении праздника директор школы № 3 г. Белоярский Тюменской области Альфия Харисова. Арменуи Абелян, директор одной из школ Краснодарского края, хотела бы ввести традицию Дня защиты детей в школе, с участием родителей. «Потому что права ребенка должен соблюдать и защищать, прежде всего, родитель, — считает она. — Мы можем образовывать и воспитывать, а защищать и любить должны в первую очередь родители». Она же указывает, что иногда школе приходится, наоборот, защищать детей от родителей.
Почти никто из участников опроса не сомневается в том, что безопасность не достигается сама собой и что для настоящей защиты детей нужна специальная работа — по крайней мере, дополнительные уроки безопасности. Но должны ли эти уроки и другие мероприятия быть обязательными или добровольными? Мнения разделились практически поровну. 52% директоров школ считают, что в принуждении нет необходимости, но в своей школе они хотели бы осуществить эту инициативу, чтобы дети были более грамотными в вопросах безопасности, а родители еще больше доверяли бы учебному заведению. 41% полагает, что проведение дополнительных занятий нужно ввести во всех школах в обязательном порядке, так как в первую очередь именно школа должна давать детям знания об их безопасности.
Еще один важный вопрос: что может самостоятельно, без участия родителей, сделать школьник для защиты своих нарушенных прав? Оказывается, в большинстве случаев дети могут обратиться к классному руководителю (94%) или директору (92%), к завучу (80%). Лишь 10% опрошенных отметили, что при нарушения прав ребенка в адрес администрации школы обратиться могут только родители, причем лишь с официальным заявлением.
«Нужна ли в каждой школе отдельная ставка для специалиста по защите прав детей или можно обойтись повышением квалификации по этой теме для обычных педагогов?» Отвечая на этот вопрос, большинство респондентов отметило, что инициатива введения в штат школы отдельного специалиста им нравится. Однако и без этого защита прав детей обеспечивается государственными органами и организациями (42%). Голоса тех, кто полностью поддерживает введение этой ставки, и тех, кто категорически возражает, разделились практически поровну — 27% и 29%. Кроме того, многие директора школ отметили, что при отсутствии в школе атмосферы взаимного уважения и доверия «никакие специалисты и юристы не помогут», а лучшая гарантия соблюдения прав всех участников учебного процесса — это уважительные отношения между учителями, детьми и родителями.
С тем, что к вопросам защиты и безопасности в школе необходимо активно привлекать учеников, согласны 92% директоров. Интересный и полезный способ, который был инициирован учениками, предлагает Старопышминская школа Свердловской области: введение внутришкольной валюты («старопышминки»). Это позволяет точно оценивать результаты внеурочной деятельности, а системы бонусов и штрафов тренируют самооценку, чувство коллективной и индивидуальной ответственности.
Подавляющее большинство руководителей школ считает, что для защиты учеников важны не столько видеонаблюдение, «тревожные кнопки» и другие технические средства, сколько высокая квалификация директоров и педагогов. Парадоксально, но многие из них убеждены: несмотря на современные технологии, нынешние школьники менее защищены, чем, допустим, лет тридцать назад: «в советское время за безопасностью следили гораздо строже».
Выбирая школу, в которой будет учиться ребенок, родители ориентируются не только на программу, методику и качество обучения, но и на то, как ребенок будет защищен, насколько безопасными для него станут класс, коридор и школьный двор. По словам известного криптографа и эксперта по информационной безопасности Брюса Шнайера, «безопасность — это процесс, а не результат». Обзор мнений школьных руководителей вселяет надежду: процесс этот у нас в стране в ходу. Ведь, хоть и пафосно это звучит, но защита детей — это не просто наше родительское спокойствие, но забота о нашем будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции