Рейтинг@Mail.ru
Новый порядок техосмотра: легче, но дороже - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый порядок техосмотра: легче, но дороже

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкРабота пункта государственного технического осмотра автомобилей в Москве
Работа пункта государственного технического осмотра автомобилей в Москве
Читать ria.ru в
Дзен
Госдума, во вторник, 14 июня приняла во втором чтении проект закона "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ". Документ отменяет обязательный техосмотр для новых автомобилей и передает процедуру ТО из ведения МВД частным техцентрам. Эксперты признают: пройти техосмотр станет легче, хотя могут возникнуть другие сложности – рыночного характера.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости

Госдума, во вторник, 14 июня приняла во втором чтении проект закона "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ". Документ отменяет обязательный техосмотр для новых автомобилей и передает процедуру ТО из ведения МВД частным техцентрам. Эксперты признают: пройти техосмотр станет легче, хотя могут возникнуть другие сложности – рыночного характера.

Отменить нельзя, сохранить

Обязательный техосмотр сохраняется. Более того, по новому порядку, не пройдя ТО, водитель не сможет оформить полис "автогражданки" (ОСАГО), ездить без которого нельзя.

Главное нововведение – переход права на проведение техосмотра от ГИБДД к так называемым "операторам технического осмотра". Таким оператором, согласно законопроекту, может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий необходимое оснащение и прошедший аккредитацию – выдавать ее будет Российский союз автостраховщиков.

Сами страховщики уверяют, что подключение их к процедуре техосмотра улучшит его качество, ведь страховые компании заинтересованы в снижении аварийности на дорогах.

Передача прав на проведение ТО в руки частников – следование мировой практике. Дорожная полиция - или иные аналоги российского ГИБДД - не занимается техническим осмотром авто.

В союзной Белоруссии, например, эта функция возложена на многочисленные аккредитованные технические и дилерские центры. В Германии частные компании следят не только за состоянием автопарка, но и инспектируют ключевые объекты  дорожной инфраструктуры (этим занимается независимая сертификационная организация – TUV). Однако наиболее распространена именно система аккредитованных техцентров.

Кстати, в России, по словам, председателя координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, частные пункты технического осмотра уже действуют, надо лишь сделать эту практику системной.

Дело за бумагами

С технической точки зрения передать функции техосмотра частным автосервисам можно хоть сейчас. Как пояснил РИА Новости вице-президент российской Ассоциации автомобильных журналистов Леонид Климанович, "технически мы готовы перейти на новую систему: есть техрегламенты, большинство станций технического обслуживания располагают оборудованием, необходимым для проведения технического осмотра". Но процедуры выдачи аккредитаций еще предстоит разработать.

Разработкой правил займется Минэкономразвития, а Федеральная служба по тарифам должна рассчитать предельные тарифы на прохождение ТО, чтобы избежать необоснованного завышения цен.

Бюрократические процедуры потребуют времени, поэтому с января 2012 года начнется переходный период, когда пройти плановый техосмотр можно будет как на площадках ГИБДД, так и в получивших аккредитацию центрах.

Подорожание процедуры технического осмотра -  наверное, главный неприятный сюрприз, ожидающий автовладельцев. Глава комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев полагает, что с переходом ТО от ГИБДД к частникам его стоимость вырастет с нынешних 690 руб. до 1,5-3 тыс. руб. Кстати, примерно столько до введения моратория на ТО стоил купленный за взятку техосмотр.

Пожалуй, главное достоинство передачи ТО в частные руки – ускорение самой процедуры для автовладельцев, ведь аккредитованных центров, в отличие от площадок ГИБДД, могут быть десятки и сотни.

Обязательный техосмотр может совмещаться с плановым ремонтом, который время от времени проходит любой автомобиль. Другой, безусловно, приятный момент нового закона – отсутствие территориальной привязки. По действующим правилам, автомобиль надо осматривать по месту регистрации, новый регламент позволит делать ТО в любом центре, вне зависимости от региона и муниципального образования.

Уроки медицины

Коль скоро проведение обязательного техосмотра станет одной из платных услуг, то автосервисы в погоне за клиентами вполне могут сводить его к чисто формальной процедуре, фактически узаконив покупку талона ТО. Основанием для таких опасений служит практика многочисленных частных медцентров, выдающих всевозможные медицинские справки – для разрешений на работу, получения водительских прав или разрешения на оружие. Значительная часть таких медучреждений готова выдать заветный документ любому, оплатившему квитанцию.

Однако законопроект предусматривает значительное повышение степени ответственности операторов технического осмотра: так, если в ходе проведения техосмотра не были выявлены технические неисправности транспортного средства, либо о них не было сообщено, оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный владельцу транспортного средства или третьим лицам вследствие таких неисправностей.

Есть, правда, еще одна опасность – навязывание услуг.  Это тоже, к сожалению, знакомо пациентам платных медучреждений. Одна из распространенных претензий клиентов платных поликлиник связана с тем, что врач назначает пациенту множество дорогих анализов, диагностических и иных процедур, которые нередко оказываются лишними.

Специалисты аккредитованного сервиса во время прохождения ТО могут обнаружить у автомобиля целый букет "болезней" и предложить услуги по их устранению. Хотя законопроект предусматривает определенный механизм защиты владельцев машин от таких доброхотов, в частности, дает водителю право покинуть техцентр на любом этапе прохождения осмотра, уплатив часть стоимости, пропорциональную объему проведенных работ.

Леонид Климанович считает необходимым для защиты прав автовладельцев создание максимально широкой сети аккредитованных центров, чтобы хозяин автомобиля имел возможность выбора.

Сергей Шишкарев в свою очередь подчеркивает: региональные власти обязаны будут обеспечить "наличие достаточного количества пунктов".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала