Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Итальянцы целых два дня (12-13 июня) голосовали на общенациональном референдуме, и результат этого плебисцита не дает поводов усомниться: Италия устала от своего премьера Сильвио Берлускони. В юриспруденции итоги волеизъявления назвали бы решением о "раздельном проживании" – для окончательного, легального развода понадобятся еще общенациональные парламентские выборы. Но теперь, судя по всему происходящему, и они не за горами.
Basta Берлускони?
Особо горячие противники Il Cavaliere (Кавалера, как прозвали его итальянцы) утверждают, что ему еще сильно повезло: начался период летних отпусков, и тут итальянцу не до кризисов – отдых святое дело. А пройди голосование осенью, и Сильвио полностью утратил бы мизерное большинство в парламенте и его уже тянули бы к избирательным урнам, как на гильотину. Все ждут, что осенью – ранней или поздней – именно так и произойдет.
Самые активные антиберлусконисты из центристов, социалистов, левых, крайне левых и проч. призывают к отставке кабинета уже сейчас. По их логике, плебисцит все решил, и ждать выборов 2013-го (официальный срок истечения мандата Берлускони) нет смысла.
Официально итальянцам предложили высказаться по четырем темам: будущему атомной энергетики, закону об "уважительной причине" – должны министры или нет идти в суд, когда против них возбуждены дела, о приватизации водных ресурсов и тарифах на воду. По всем получилось солидное "нет" со средним показателем большинства в 90%: атомной энергетике сказали "нет", "уважительной причине" – "нет", приватизации и новой тарификации стоимости воды – тоже "нет".
Берлускони нужно было "да" по всем пунктам, так что результаты – поражение более чем унизительное. По итальянским законам референдум имеет обязательную силу, если в нем участвует более 50% населения. Пришли почти 57%. И это несмотря на то, что все подвластные премьеру и медиа-магнату СМИ (он контролирует почти 90% национальных СМИ) вплоть до дня голосования референдум игнорировали, а все сторонники Берлускони, по призыву премьера, на него не пошли.
Получается, что большинство итальянских избирателей политику премьера не поддерживает. В любой другой европейской стране глава кабинета после такого уже ушел бы. Тем более что это совсем не первое поражение и не первый намек на то, что Италии "надоело".
Не далее как 30 мая кандидат Сильвио в мэры Милана, родного города и вотчины Берлускони, с треском проиграл выборы. Правые утратили контроль и над Неаполем. В парламенте коалиция Берлускони держится только на поддержке крайне правой, сепаратистской "Лиги Севера". Но теперь и ее депутаты, и рядовые члены говорят, что лидера партии Умберто Босси надо бы "оторвать" от премьера, а не то он утопит вместе с собой и всю партию. А она и так, по причине связи с неистовым Сильвио, теряет поддержку избирателя на севере.
Но Берлускони как был бойцом в 30, 40 и 50 лет, так и остался им в свои 74 (в сентябре ему исполнится 75). Он лишь объявил, что надо уважать волю народа и что Италии, скорее всего, придется проститься с атомной энергетикой. Но не с ним, не с Сильвио.
Прощание с атомом
Апеннинский сапог уже не в первый раз пытается вместить в себя атом и не в первый раз тот в него "не лезет". Итальянские атомщики точно родились под несчастливой звездой.
В 1987-м году, как раз после Чернобыля (1986), в Италии уже проходил референдум на ту же тему. Ясно, что итальянцы проголосовали против. Теперь, после Фукусимы, никто от них "да" и не ждал. Италия стала первой из экономически развитых стран, которая провела общенациональный референдум по АЭС после весенней катастрофы в Японии. (Ранее от мирного атома отказалась Германия, но ее программа была утверждена правительством.)
Берлускони пять лет назад объявил о планах строительства атомной энергетики и обещал довести число АЭС до 10. Италия намеревалась получать до четверти всей электроэнергии на АЭС с французским оборудованием. Первые станции должны были начать строить в 2013-м году.
В Италии самая дорогая электроэнергия в ЕС, и теперь энергетическое будущее страны выглядит небезоблачным. Создать экологически чистые станции, без угля, нефти и атома можно. Но это дорого и долго.
Впрочем, это уже общеевропейская тенденция. Тут жители Апеннин мало чем выделяются. Серьезные эксперты, правда, утверждают, что надо дать некоторое время, чтобы "жар Фукусимы" ушел и к атомной энергетике можно было снова вернуться. Потому что на самом деле есть государства (Италия в их числе), где серьезной альтернативы АЭС нет.
Жажда будет расти
Среди экономистов и спецов такое же неоднозначное отношение и к тому, что их соотечественники отвергли приватизацию водных ресурсов и новую систему установления тарифов.
Нельзя сказать, чтобы Италия до сих пор жила на водопроводе, "сработанном еще рабами Рима". Но трубы, каналы, очистные сооружения находятся в запущенном состоянии, а у государства нет денег на их полный ремонт. И не будет. А поскольку Италия не обладает таким водным богатством, как скажем, Финляндия, то жажда у нее будет и дальше расти.
Исход "водной части" референдума – это тоже больше эмоции, чем прагматизм, которым итальянцы, собственно, никогда и не отличались. Но и он, этот итог, показывает, как "достал" своими эскападами Италию Сильвио Берлускони.
Кто вместо Кавалера?
Кавалер трижды соблазнял на выборах Италию. Он был премьером в 1994-95, 2001-2006 и сейчас – с весны 2008-го. Дольше чем он (по совокупности трех сроков) в премьерском кресле в стране сидел только Бенито Муссолини (21 год).
К импозантному, нагловатому, непредсказуемому, плейбоистому, молодящемуся, самовлюбленному, эгоистичному и бог знает еще какому Берлускони, его выходкам в Италии долго относились как к некоему "десерту", вкусности, разбавляющей трудно усвояемые, скучные и лживые субстанции обычной политики.
Но когда к "десерту" уже прибавляются суды (сейчас идут сразу четыре), такой десерт начинает надоедать. У Сильвио, к тому же, есть еще и какое-то всепоглощающее и безразмерное честолюбие, бравада, упоение демонстративной безнаказанностью. Трудно безответно любить премьера, который стал посмешищем всей Европы.
Главный талант Сильвио, надо признать, состоит в том, что он каким-то совершенно непостижимым образом (ну и, конечно, не без помощи принадлежащих ему газет, журналов, теле- и радиостанций) убедил итальянцев в том, что их судьба связана именно с ним и что без него они будут словно брошенные дети.
Это было не так уж и трудно: за последние 12 лет у левоцентристских партий сменилось восемь лидеров. И если Сильвио был многим неприятен, то левые и центристы – просто отвратительны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции