С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 июн - РИА Новости. Положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, которые оспаривает в Конституционном суде (КС) отец погибшей в ДТП на Ленинском проспекте в Москве Ольги Александриной, являются конституционными, полагают представители законодателей, выступавшие во вторник в КС на рассмотрении этого дела.
"Смерть подозреваемого (обвиняемого) является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения именно в силу презумпции невиновности... так как в данном случае отсутствует субъект преступления", - заявил постпред Госдумы в КС Александр Харитонов.
По его мнению, оспариваемые нормы, в частности, пункт 4 части 1 статьи 24 УПК РФ, не противоречат Конституции РФ, поскольку не мешают заинтересованным лицам возражать против прекращения уголовного дела и требовать его рассмотрения судом в целях реабилитации подозреваемого или обвиняемого.
"Сама по себе процессуальная конструкция является абсолютно корректной при правильном толковании и не противоречит ни одному из действующих в РФ конституционных положений", - процитировал Харитонов экспертное мнение.
В свою очередь замруководителя аппарата комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству Елена Виноградова также заявила, что оспариваемые положения соответствуют Конституции РФ.
"Совершенствование уголовно-процессуального законодательства - процесс, который перманентно происходит в нашей стране...Тем не менее оспариваемые положения УПК, на наш взгляд, соответствуют Конституции РФ", - сказала она.
Вместе с тем, по ее мнению, заинтересованным лицам должны быть предоставлены конкретные гарантии, позволяющие защищать честь и достоинство личности "в случае их умаления", в том числе предоставлять возможность обжаловать в судебном порядке постановление о прекращении уголовного дела, что позволяет реализовать право на судебную защиту.
Вместе с тем, несмотря на то, что законодатели посчитали оспариваемые нормы конституционными, их применение к конкретному делу - о ДТП на Ленинском проспекте - вызвало дискуссию в ходе заседания в связи со статусом Ольги Александриной.
В частности, у одного из судей КС возник вопрос к полпреду президента РФ в КС Михаилу Кротову о том, на каком основании было прекращено уголовное дело, если у Александриной не было статуса ни подозреваемой, ни обвиняемой, а в оспариваемых нормах, в частности, в пункте 4 части 1 статьи 24 УПК РФ речь идет именно о подозреваемых или обвиняемых.
В свою очередь, адвокат заявителя Людмила Айвар заметила, что Александрина не являлась ни подозреваемой, ни обвиняемой, в связи с чем, это дело не подпадает под нормы УПК, предусматривающие прекращение дела в связи со смертью таковых.
"Не было у нее процессуального статуса... Тогда нельзя прекращать уголовное дело, если она не подозреваемая и не обвиняемая. Нужно искать виновного", - сказала журналистам адвокат.
Выступая на заседании КС, Айвар также заметила, что в постановлении о прекращении уголовного дела о ДТП на Ленинском проспекте было указано, что представители "Лукойла" могут обратиться к родственникам Александриной с иском о возмещении вреда.
"Таким образом, получается достаточно странная правовая конструкция, когда лицо, в отношении которого отсутствует какой-либо процессуальный статус, то есть лицо, в отношении которого уголовное дело не возбуждалось (а дело возбуждалось по факту)... обязано нести ответственность перед так называемыми пострадавшими, статус которых также не урегулирован", - отметила Айвар.
В свою очередь, еще один адвокат заявителей - Игорь Трунов - согласился, что отсутствие процессуального статуса ограничивает возможности для защиты прав родственников Александриной, поскольку в УПК содержатся пробелы относительно таких случаев.
Так, по мнению Трунова, из-за отсутствия статуса нарушается "принцип состязательности процесса".
Он также напомнил, что ранее КС вынес решение, согласно которому решение следователя не подменяет собой приговор.
"Абсолютно с этим согласен... Не подменяет, но предрешает. Почему? Потому что если потом в гражданском процессе начнется процесс доказывания в части возмещения вреда, то часть доказательств утрачивается без следа на стадии расследования уголовного дела", - добавил адвокат.
Кроме того, полагает Турнов, законодательство не предусматривает механизма дальнейшего расследования подобных дел в суде.
"Тройная пробельность в уголовно-процессуальном законодательстве не дает возможность рассматривать виновность или невиновность погибшего, отстаивать право на его доброе имя", - добавил он.
В ходе заседания полпред президента РФ в КС Михаил Кротов ходатайствовал об исключении из выступления Игоря Трунова той части, где речь шла о коррупционной составляющей в связи с расследованием ДТП на Ленинском проспекте.
Однако Трунов в ответ на это заявил, что говорил лишь о том, что оспариваемая норма является "пробельной", а значит коррупционной. "Это мое личное мнение, и оно не задевает чьих-то интересов", - сказал Трунов.
В результате ходатайство Кротова было отклонено судьями КС. О дате оглашения решения по данному представлению КС сообщит дополнительно.
КС во вторник рассматривает жалобу отца Ольги Александриной, которая вместе с Верой Сидельниковой погибла более года назад в ДТП с участием автомобиля вице-президента ЛУКОЙЛа в Москве на Ленинском проспекте.
Автомобиль Mercedes вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова и Citroen под управлением Александриной столкнулись на Ленинском проспекте 25 февраля прошлого года. В ДТП погибли находившиеся в Citroen Сидельникова и ее невестка Александрина. Пострадал и вице-президент ЛУКОЙЛа. Авария вызвала широкий общественный резонанс. В августе 2010 года Следственный комитет при МВД РФ прекратил уголовное дело по факту ДТП в связи со смертью Александриной.
Отец погибшей Сергей Александрин обжаловал постановление о прекращении уголовного дела в Тверском районном суде Москвы. Он просил продолжить расследование и направить дело в суд для возможного установления невиновности и реабилитации дочери. Однако суд счел прекращение дела правомерным и в удовлетворении жалобы отказал.