Николай Троицкий
Вашингтон перешел к новой фазе всемирного экспорта свободы и демократии. Виртуальной. На бюрократическом языке это называется так: "Администрация США планирует увеличить финансирование проектов по созданию систем теневого интернета и независимых сетей мобильной связи". Во всяком случае, так пишет New York Times.
Что это значит? Очень просто. Допустим, тоталитарно-авторитарный тиран и деспот какой-нибудь азиатской или африканской страны вырубил все современные электронные средства связи. Однако правозащитникам и диссидентам не следует опускать руки. Большой вашингтонский брат, словно Чип энд Дейл, спешит на помощь. Врубает свой альтернативный Интернет и особо секретные демократические системы мобильной связи.
Технологии эти надо каким-то образом еще внедрить в те страны, где нет пока свободы и демократии по-американски. Но информационная эпоха не знает государственных границ.
С этим трендом ничего не могут поделать даже многие кровавые режимы. Что вовсе не значит, будто от дуновения Интернет-ветерка, да хоть бы и виртуального урагана, оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода кого-то там встретит радостно у входа…
Не надо путать научно-технический прогресс с политикой. Не технологиями живут революции. Должна сложиться объективная ситуация. Бессилие правителей. Масштабная решимость солидных народных масс. А не гражданских активистов, вооруженных айфонами, андроидами и прочими прибамбасами. В оффлайне – то есть в реальности – их попросту переловят, зачистят и заставят замолчать. И никакая альтернативная сеть не поможет.
Демократию, как и революцию, нельзя экспортировать, как заморский фрукт, к которому не привык местный общественный организм. Не приживется. Или вызовет несварение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции