12 июня (дата указана для 2011 г.) католическая церковь празднует Пятидесятницу (Pentecost, День сошествия Святого Духа), один из трех великих ветхозаветных праздников.
Празднование Дня сошествия Святого Духа установилось еще в апостольское время, но официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV века, когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) церковь приняла догмат о Троице.
В иудейской традиции Пятидесятницей назывался праздник, связанный с принесением Богу початков нового урожая. Совершался он на 50-й день после Пасхи. Позднее праздник был отождествлен с Дарованием Торы на Синае, когда еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом: евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им свое благоволение.
Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, большинство из них уже с трудом понимали родной язык, однако, старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка совершать паломничество в Иерусалим.
Перед распятием свою прощальную беседу с апостолами Иисус Христос посвятил предстоящему сошествию Святого Духа, он объяснил ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей.
Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120 человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме, в так называемой "Сионской горнице".
Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им "Обетование Отца", и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49).
И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра.
Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них.
Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые сообщали эти таинственные языки. Каждый, на кого спускался язык, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу.
Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках.
Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мт. 3:11).
Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома.
Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы, по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках.
И, как ни разнообразна была толпа собравшихся по происхождению и языку, каждый слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны.
Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание.
Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек.
Праздник Святой Троицы был установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам.
У христиан сохранилась ветхозаветная традиция украшать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Кроме того, украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает священную Мамврийскую дубраву, где патриарха Авраама посетил Триединый Бог под видом трех странников.
Литургический год доходит до вершины в Пасхальную ночь, но не останавливается, пасхальное время достигает своей полноты в Сошествии Святого Духа.
Связь Пятидесятницы с Воскресением Христа подчеркивается в литургических текстах, однако, с IV века Пятидесятница становится все более независимым праздником Святого Духа. Исконное значение Пятидесятнице вернул миссал (богослужебная книга) 1970 г., который в молитвах этого дня говорит об этом торжестве как о дне, завершающем Пасхальные торжества и просит, чтобы Дух Святой укрепил сердца верных, возрожденных Христом. Литургия Пятидесятницы соединяет миссию Святого Духа со всем служением Христа.
Ко всенощной службе этого дня, как и к празднику Пасхи, обычно приурочивались массовые крещения, и этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая "золотая секвенция", "Гряди, Святой дух" ("Veni Sancte Spiritus"), гимн, принадлежащий неизвестному автору XШ века, поется во время праздничной мессы Пятидесятницы.
В западной традиции цикл Пятидесятницы объединяет несколько торжеств: на пятидесятый день (восьмое воскресенье) Пасхи отмечается празднование Сошествия Святого Духа на апостолов (Pentecoste); на восьмой день праздника отмечается День Пресвятой Троицы, в четверг после праздника Пресвятой Троицы отмечается праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Domini), посвященный прославлению таинства Евхаристии (в этот день во время богослужения совершается торжественная процессия и поклонение Святым Дарам).
Цикл Пятидесятницы завершают два праздника: Пресвятого Сердца Иисуса, отмечаемого в пятницу, и Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемого в субботу после октавы (восьмого дня) праздника Тела и Крови Христовых. Во время этих праздников совершается выставление на алтарь Святых Даров и поклонение им.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников