МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. Событий произошло немало: Венецианская арт-биеннале раздала "Золотых львов", премия "Нацбест" - 250 тысяч рублей за главный роман 2010 года, а пока "Кристис" и "Сотбис" привычно поставили рекорд на торгах русской живописи, московская общественность изучала плоды чудом законченного ремонта в Большом зале Московской консерватории и переживала за Артемия Троицкого, которого ей никак не дают поддержать: одна площадка в концерте отказала, а на другую оперативно навалились проверяющие.
Наперекор стихиям
"Нацбест" за 2010 год отдали Дмитрию Быкову за "Остромова" - к вящему ужасу оргкомитета премии. Его председатель Вадим Левенталь поспешил заявить, что механизм присуждения награды дал досадный сбой: "Быкову эта премия не нужна: он уже является знаменитостью. Не нужен и он премии". Но ничего поделать организаторы не могли: по уставу, финалисты отбираются путем простого подсчета очков, присвоенных членами Большого жюри. Сам Быков очень обрадовался случившейся аномалии: "Тем приятнее победить, когда этого так сильно не хочет оргкомитет". Ну а 250 тысяч премиальных рублей ему действительно не нужны - деньги колумнист, романист и телеведущий собирается пустить на благотворительность, причем анонимно.
Прочитайте отрывок из книги Дмитрия Быкова "Остромов" >>
Всем сестрам по львам
Выставки 54-го созыва Венецианской арт-биеннале будут работать еще полгода, однако награды - "Золотых львов", таких же, как и на кинофестивале, - по заведенной недавно традиции раздали на старте. Лучшим национальным павильоном признан немецкий: там представлен проект недавно ушедшего из жизни режиссера-авангардиста Кристофа Шлингензифа "Храм страха/Чужой внутри", для демонстрации которого внутри помещения было выстроено подобие католического храма с алтарем. Лучшим участником основного проекта стал американец Кристиан Марклей со своим видеоколлажем "Часы", показанным весной в московском "Гараже". Этим и пришлось утешаться Дарье Жуковой: "гаражный" проект "Рекламная пауза", который должен был пуститься вплавь по Большому каналу, остался в анонсах и релизах из-за сопротивления венецианских властей. Это, впрочем, не помешало "Гаражу" провести размашистую вечеринку, а яхте Романа Абрамовича "Луна" пришвартоваться у входа в сады Джардини. Галеристке и художнице Айдан Салаховой, участвующей в экспозиции азербайджанского павильона, утешиться было нечем. Министерству культуры Азербайджана пришлись не по душе две ее мраморные скульптуры на тему женщины и религии: ведомство заявило, что они подрывают престиж страны. Из-за этого внушительные экспонаты на вернисаже пришлось прикрыть тканью, а после и вовсе вывезти из экспозиции. В остальном же открытия 37 проектов параллельной программы и 88 выставок в национальных павильонах прошли довольно-таки гладко, и теперь их совершенно спокойно можно осматривать без спешки и гигантских очередей на входе.
Посмотрите фотоленту "Весь свет современного искусства на Венецианской биеннале" >>
Гладиаторские бои за искусство
Крупнейшие аукционные дома "Сотбис" и "Кристис" провели серию "Русских торгов" в Лондоне. Продают на них художников из России, как ныне живущих, так и ставших классиками, а помимо живописи с молотка пускают декоративно-прикладное искусство, в том числе Фаберже и прочие ювелирные поделки. Рекорды, как правило, устанавливаются в секции классической живописи. В этом году - без изменений: самый громкий рекорд теперь принадлежит Илье Репину. Его "Парижское кафе", ушедшее за 4,5 миллиона фунтов стерлингов, не только оправдало эстимейт "Кристис" в 3-5 миллионов фунтов, но и стало самым дорогим образцом русской классической живописи за всю историю "Русских торгов". Всего на "Кристис" выручили 11,5 миллиона фунтов - неплохой показатель, хотя последние русские торги в декабре принесли побольше, 14,9 миллиона фунтов. Хорошо шли дела и у главного конкурента, "Сотбис", выручившего за картины 14 миллионов фунтов стерлингов. Там тоже установлен ценовой рекорд - правда, более скромный, чем в случае с Репиным: топ-лотом стала картина Василия Верещагина "Тадж-Махал. Вечер", которую продали неизвестному покупателю за 2,3 миллиона фунтов стерлингов.
Полтора миллиарда освоены
До последнего момента в это никто не верил - еще в среду утром у входа в Московскую консерваторию копошились рабочие, - но вечером 8 июня в Большом зале, закрытом на реставрацию год назад, состоялся концерт выпускников, и все выдохнули с облегчением: акустика от ремонта не пострадала, с внешним обликом зала от изменения цвета стен и обивки мебели ничего страшного не произошло, а витраж с изображением святой Цецилии, покровительницы музыки, разрушенный во время бомбардировок 1941 года и тщательно восстановленный по архивным снимкам, и вовсе оказался симпатичным. Таким образом, к освоению полутора миллиардов рублей, в котором гордо отчитался главе правительства министр культуры Александр Авдеев, особых претензий не возникло - хотя залу еще предстоит обзавестись системой отопления и кондиционирования.
Получается, что все-таки не обязательно было перестраховываться и перетаскивать в Петербург половину конкурса имени Чайковского, который начнется на следующей неделе. Впрочем, гала-концерт лауреатов все равно состоится в Москве в обновленном Большом зале.
Хлебное зрелище
Концерт в поддержку музыкального критика Артемия Троицкого, на которого заведены четыре судебных дела, до последнего момента был под угрозой срыва. На прошлой неделе ЦДХ, где изначально собирались провести вечер, счел, что таким образом может подставить иностранных учредителей, и организаторам пришлось спешно подыскивать новое место. Свои услуги предложил недавно открывшийся на территории бывшего хлебозавода клуб HLEB, но накануне туда нагрянула внеплановая проверка прокуратуры и МЧС и подняла все бумаги заведения. По факту этой проверки руководству клуба было выдано предписание явиться в Пресненскую межрайонную прокуратуру в полдень пятницы, то есть в день концерта. Но причин для его отмены прокуратура изыскать не смогла, и за три часа до начала ответственное мероприятие было спасено. Как признался представитель клуба, правоохранители "между строк сообщили, что принять правильное решение им помогли средства массовой информации".
Сам Троицкий утверждает, что его история с исками "скорее закалила, чем сломила", а акции, вроде пятничного концерта, по его мнению, необходимы, поскольку "показывают, что есть в нашей стране и чувство собственного достоинства, и самоуважение, и смелые люди, которые не боятся совершать какие-то честные и ответственные поступки".