Рейтинг@Mail.ru
Анимированные мечты - РИА Новости, 10.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Анимированные мечты

© РИА Новости | Перейти в медиабанкКадр из мультипликационного фильма "Ну, погоди"
Кадр из мультипликационного фильма Ну, погоди
Читать ria.ru в
Дзен
Старейшая российская анимационная студия "Союзмульфильм" 10 июня отмечает 75-летний юбилей. На этих мультфильмах выросло не одно поколение. Мэтры студии "Союзмультфильма" создали особый стиль советской мультипликации, со своими законами, образами и метафорами. Кропотливая работа художников всегда оставалась за кадром. Зритель даже не подозревал, что скрывается внутри стен неприметного здания на Долгоруковской, под названием "Союзмульфильм".

Старейшая российская анимационная студия "Союзмульфильм" 10 июня отмечает 75-летний юбилей. На этих мультфильмах выросло не одно поколение. Мэтры студии "Союзмультфильма" создали особый стиль советской мультипликации, со своими законами, образами и метафорами. Каждый мультфильм - целая вселенная, загадочная и уникальная. Кропотливая работа художников всегда оставалась за кадром. Зритель даже не подозревал, что скрывается внутри стен неприметного здания на Долгоруковской, под названием "Союзмульфильм".

Дрессированные жуки

Первые фильмы в России, которые можно было бы назвать "мультипликационными", создал режиссёр Владислав Старевич. Его первый мультик о насекомых был совсем не похож на те, что мы привыкли видеть. Он был снят с учебными, документальными целями.

Первый русский мультипликатор вовсе не собирался развлекать маленьких зрителей, когда снимал этот мультфильм. На самом деле он хотел сделать документальную ленту о брачных играх жуков. Но жуки не хотели сниматься, замирая в лучах прожекторов. Тогда Старевич изготовил муляжи насекомых и снял сцену покадрово. Так появился первый кукольный мультфильм.

После съемок Старевич понял, что в этой же технике можно делать еще и развлекательные фильмы. И вот в 1912 г. в прокат выходит его лента "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами", где жуки уже играли роль рыцарей и прекрасных дам.

Критики разных стран, впервые увидев этот мультфильм поначалу совершенно не поняли, что жуки в ленте – ненастоящие. Британская газета Evening News писала: "Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения".

С приходом Советской власти художники-аниматоры, только начавшие экспериментировать в этой новой для себя области, занялись мультфильмами на политическую тему: сатирами и карикатурами. Так, например, в 1925 г. выходит "Китай в огне", призывающий защитить китайских рабочих от происков империализма.

После того, как советский режиссёр и аниматор Желинский разработал технику комбинированных съёмок, мультипликацию стали применять и в художественных фильмах. В 1928 г. выходит детский фильм "Обиженные буквы", в котором рисованные кадры соединены с натурной съёмкой. Герои – буквы – умудряются попасть на приём к самому Луначарскому и вручить ему петицию.

Появление звука в кино сыграло свою благотворную роль и в мультипликации. Уже в 30-е гг. перед режиссёрами и художниками открылись новые интересные возможности. Развивая достижения прошлых лет и используя техническую новинку – звук, они добились значительных успехов.

 

Основная задача, которая была поставлена перед творческим объединением "Союзмультфильм" в то время, – делать мультфильмы для детей и молодёжи. При этом работы должны были обладать не только художественной ценностью, но и оказывать на подрастающее поколение воспитательное действие.

В конце 30-х годов советские мультипликаторы начинают работать с цветом. Уже первые эксперименты заканчиваются удачно. На экранах страны появляются такие цветные ленты как "Сладкий пирог" (1936 г.), "Красная шапочка" (1937 г.) и "Маленький Мук" (1939 г.).

В годы Великой Отечественной войны отечественная мультипликация изменила свой профиль: на экраны в тот период выходили, в основном, военно-учебные ленты.

В послевоенный период советская мультипликация не только быстро восстановилась, но и продолжала бурно развиваться. В это время отечественные мультфильмы начинают медленно, но верно выходить на мировую анимационную арену. Самые заметные ленты того периода: "Синдбад-мореход", "Пропавшая грамота", "Весенние мелодии" и "Конёк-горбунок".

В 60-е гг. в стилистике советской мультипликации происходит перелом. В это время реалистичное изображение персонажей и фона постепенно сходит на нет. На смену реализму приходят карикатура и различные экспериментальные техники. Все больше начинает появляться кукольных мультфильмов.

Анимация "Союзмультфильма" всегда воспитывала и прививала художественный вкус. Чего стоит знаменитый "Ёжик в тумане", которого признали лучшим анимационным фильмом всех времен и народов. Но главным и самым популярным мультфильмом всех времен был и остается мультсериал "Ну, погоди!".

Мультфильм-легенда

"Ну, погоди!" – это не просто мультсериал, это настоящая легенда, на которой выросло не одно поколение. В 1969 г., "Ну, погоди" был госзаказом. Чиновники решили дать наш ответ диснеевским мультикам и выделили довольно серьезный бюджет. Требования заказчиков ограничивались просьбой сделать что-нибудь смешное. С этой просьбой руководство "Союзмультфильма" и обратилось к известным юмористам Александру Курляндскому, Аркадию Хайту, Феликсу Камову и Эдуарду Успенскому.

Вячеслав Котеночкин хотел, чтобы Волка озвучивал Высоцкий, были даже сделаны пробы, но цензура решила иначе. Актер был под запретом, поэтому на роль был утвержден Анатолий Папанов, прозванный впоследствии "народным волком СССР". Однако в первой серии "Ну, погоди" Волк насвистывает мелодия Высоцкого из кинофильма "Вертикаль".

Цензура еще некоторое время придиралась к мультику. Рекомендовалось придумать поучительную идею и отказаться от развлекательного характера сериала, затем цензоров не устроила привычка Волка курить. Однако после успеха первой серии с самого верха пришел намек: оставьте создателей "Ну, погоди" в покое.

Однажды мультфильм все же закрыли. Дело было на седьмой серии. Сценарист Феликс Камов уехал в Израиль – поступок, равнозначный предательству Родины. Через какое-то время Папанов попал в Кремль на вручение госнаграды. Председатель президиума Верховного Совета СССР Подгорный поинтересовался у актера, что происходит с Волком. Папанов объяснил, а после замечания Подгорного о том, что ему с коллегами мультфильм очень нравится, работа возобновилась.

После смерти Анатолия Папанова встал вопрос о завершении проекта. К тому моменту свет увидели 16 серий. Позже выяснилось, что звукорежиссер сохранил все записи актера и их использовали в новых сериях "Ну, погоди". Заменять его голосом другого актера не решились из-за уважения к памяти Папанова.

Существовала электронная игра "Ну, погоди". Волк в ней ловил яйца, которые с разной скоростью несли четыре курицы. Согласно легенде, если набрать в ней 1000 очков, игроку показывался неизвестный эпизод из мультсериала. На самом деле просто увеличивалась скорость игры.

В 1992 г. вышла 18-я серия "Ну, погоди", а в конце 2005 г. состоялась премьера 19 выпуска мультсериала, а следом за ним и 20-го. Волка в нем озвучивал пародист Игорь Христенко, а Зайца – актриса Ольга Зверева. По словам создателей новой серии, у них не было задачи сымитировать голоса Папанова и Румяновой, тем не менее, имена актеров упоминались в титрах, поскольку их вклад в создание образов Волка и Зайца неоценим. Снял их сын режиссера Вячеслава Котеночкина – Алексей.

Александр Курляндский неоднократно говорил, что главная интрига – когда же волк съест Зайца – никогда не разрешится: "Волк – не животное, он очеловечен: ходит на двух ногах, простите, курит, покупает арбузы".

После премьеры двух последних серий в 2006 году Алексей Котеночкин тут же отправил персонажей, отразивших целую эпоху, на пенсию за профнепригодность. Говорит, герои теперь не популярны, неактуальны и не выдерживают конкуренции.

Непростые времена

 

Одним из главных проектов "Союзмультфильма" последних лет стала Гофманиада. Первая часть ленты уже вышла небольшим фрагментом, совсем скоро мультипликаторы собираются показать все девяносто минут. "Этот мультфильм делается по полной программе, соединяющей в себе и компьютерную анимацию, и кукольную анимацию, и рисованную анимацию. Это то, во что мы вкладываем свою душу", – говорит мультипликатор Станислав Соколов.

По признанию самих работников "Союзмультфильма", сейчас студия переживает непростые времена. Всеми силами они пытаются сохранить ту школу, которая принесла мировую известность советским мультипликаторам, творчеством которых восхищался даже Сальвадор Дали.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала