Центровой клуба НБА "Денвер Наггетс" и сборной России Тимофей Мозгов побывал в редакции РИА Новости и в ходе беседы с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Артемом Кузнецовым рассказал о своей карьере за океаном и любви к родным местам, ответив также на интересовавшие поклонников баскетбола вопросы.
– Заметно, что вы пришли к нам в редакцию сонным. Смотрели финал плей-офф НБА?
– Как раз наоборот, слишком много спал, практически до обеда. Что касается финала, то за ним я не слежу. Но знаю, счет в серии.
– Есть ли пристрастие к одной из играющих в финальной стадии команд?
– Не знаю почему, но очень хочется, чтобы в этой серии выиграл "Даллас". Мне симпатична эта команда. Хотя мне кажется, что победит "Майами".
– Любопытно. Болеете за одну команда, а ставите на другую.
– Верю в победу "Далласа", но думаю, что победит "Майами" (смеется).
– Ясно. Давайте тогда поговорим о том, как сложился этот сезон для вас лично. Первый год в НБА, чем он запомнится?
– Первый сезон получился для меня очень тяжелым. Да, сейчас впечатления от него только позитивные, но оборачиваясь назад, вспоминая все то, что случилось за сезон, понимаешь, что столкнулся за это время со многим. Было много и негативных моментов. Однако считаю, что этот сезон стал самым полезным для меня за время карьеры.
– Расскажите о том, как вас приняли в "Денвере", куда вы перешли из "Нью-Йорка".
– Тепло, как дома. Все ребята оказались дружными. Мои ожидания, слава богу, не оправдались. Опасался худшего.
– Переходя в "Денвер", уже ощущали, что имеете статус зарекомендовавшего себя игрока в НБА, либо все же было ощущение, что в команде вы будете на правах "темной лошадки"?
– Когда уходил из "Нью-Йорка", хотелось верить в первое, но по ходу оказалось, что второе. Ничего не поделаешь, придется вновь доказывать тренеру, что умею играть в баскетбол.
– Кстати, нет ощущения, что в Америке российским баскетболистам тренеры не доверяют? Нет ли у них стереотипа, что русские не умеют хорошо играть в баскетбол, тем более у них на родине? Ведь пока там удалось закрепиться только Андрею Кириленко. Остальным покорить НБА так и не удалось.
– Мне так не показалось. Когда я играл в "Нью-Йорке", играл хорошо, и мне доверяли место в стартовом составе, ни о каких стереотипах речи вообще не могло идти. Я не видел, как в НБА играли Виктор Хряпа и Сергей Моня, но, быть может, им не повезло в том, что они не попали к своему тренеру. А это очень важно.
– А с вашим тренером Джорджем Карлом какие сложились отношения?
– У меня со всеми хорошие отношения, я со всеми дружу.
– Говоря о планах на будущее, каким вы его видите в составе "Денвера". Что бы хотелось получить от следующего сезона?
– На будущее в "Денвере" смотрю позитивно. В следующем сезоне хотел бы заработать минут 20-25 минут игрового времени. Но что получится, пока не понятно. Есть и вторая цель. В уходящем сезоне я очень хотел попасть в состав на Матч новичков против второгодок. Не сложилось. Так что теперь будут стремиться попасть в состав второгодок на матч с новичками.
– Что касается клубных задач. Есть ли уже понимание, на что будет претендовать в будущем сезоне "Денвер", или пока загадывать рано?
– Наверное, многое будет зависеть от драфта игроков, состава команды. В НБА постоянно идет обмен игроками, поэтому сложно пока сказать, каким он будет. Задачи нам пока не озвучивали, кроме как дарить зрителям красивый баскетбол.
– С какими пожеланиями тренеры и руководство отпустили вас на лето?
– Генеральный менеджер попросил ребят быть ответственными, поскольку 1 июля может начаться локаут. В этом случае никто из клуба не сможет с нами выйти на связь и проследить ваши действия. Поэтому нас призвали поддерживать форму, не запускать себя. Этим я и занимаюсь.
– Кстати, есть ли запасные варианты на тот случай, если локаут все-таки случится?
– Пока над этим еще не думал. Сезоны в Европе и Америке еще продолжаются. Кроме того, со своими агентами на эту тему я еще не разговаривал, а мне очень важно их мнение. Поэтому пока вариантов никаких нет.
– Учитывая частоту вашего пребывания в России, Америка для вас еще не стала вторым домом.
– Действительно это так. Переезжать туда я пока не собираюсь. Да, там красиво и удобно жить, но друзей, родных не хватает. В любом случае, от Москвы до Краснодара (там живут родители Тимофея – прим. ред.) гораздо ближе, чем до Америки. Кроме того, еще не привык к той жизни. Но с этим проблем не будет.
– Поскольку у вас была возможность сравнить не только образ жизни в России и США, но и уровень баскетбола, не могу не спросить, насколько сильно мы отстаем от наших заграничных коллег? Как вам кажется, в ближайшие годы мы сумеем хоть немного приблизиться к стандартам НБА?
– Разрыв действительно большой и, как мне кажется, в ближайшие годы ситуация не изменится. Конечно, буду надеяться, что тем, кто отвечает за развитие баскетбола, удастся предпринять шаги по улучшению ситуации, но нам пока далеко.
– Впрочем, развитие баскетбола в нашей стране напрямую завязано с общей социальной ситуацией. Все-таки платежеспособный болельщик – главная составляющая успеха клубов различных североамериканских лиг.
– Безусловно. Люди платят большие деньги. Но при этом они понимают, за что они платят. Последние игры сезона, которые я пропустил из-за травмы, я смотрел со скамейки. Так вот, от игры я получил массу эмоций, очень сильно переживал за команду. Уверен, что ребята на трибунах переживают не меньше. Такое было в детстве, когда я жил в Санкт-Петербурге и ходил на матчи "Спартака".
– Помогает ли вам то, что игры проводятся на современных, заполненных зрителями аренах. Насколько это существенно для игрока?
– Это очень важно. Одно дело, когда на тебя приходит посмотреть не десять и даже не тысяча человек, которые мозаикой заполняют трибуны, а когда 20-тысячная арена битком забита зрителями. Это придает дополнительные силы на игру.
– Удалось поиграть в Лос-Анджелесе с "Лейкерс", на матчи которого приходят известные люди. С кем-то удалось познакомиться?
– Да, рядом с нашей скамейкой сидел Джек Николсон и Адам Сендлер. Так получилось, что наши взгляды пересеклись, и он мне подал приветственный знак.
–У нас к вам есть несколько вопросов от поклонников баскетбола. Дмитрий из Омска просит рассказать о различиях в судействе между Европой и США.
– Для игрока судейство хорошим не бывает никогда, будь оно в США или Европе. Потому что ты всегда думаешь о том, что по ходу матча были приняты неправильные решения. Кроме того, могу сказать, что в баскетболе, как и в других сферах жизни, присутствует так называемая дедовщина. В ситуации, где не дали бы фол опытному ветерану, молодой игрок будет наказан. Я это сам испытал на себе. Но это нормально, надо зарабатывать себе имя.
– Выходя на площадку, вы учитываете это?
– Когда играл в "Нью-Йорке" мало, то выходя на паркет, постоянно зарабатывал фолы. Как только стал играть минут по 20, сразу фолы сошли на нет. Возможно, причина и в уверенности, которая появилась в моей игре. А может и стал играть по той причине, что перестал фолить (смеется).
– Даниил Гагарин спрашивает, как вы оцениваете свои шансы стать основным центровым команды, если ее покинет Нене?
– Высоко. Когда меня обменивали из "Нью-Йорка" в "Денвер", я рассчитывал сразу получать много игрового времени. Сложилась иначе, к тому же мне помешала травма. Но если Нене не продлит контракт, то останусь я, "Бердман" и Коста. С этими ребятами можно бороться, поэтому шансы есть.
– Что касается Криса "Бердмана" Андерсена, то какие отношения между вами в команде? Выглядит он устрашающе.
– У нас с ним приятельские отношения. Несмотря на свой внешний вид, он довольно адекватный парень. Он любит шутить, очень позитивный парень. А так, больших друзей в команде у меня нет. В команде близко общаюсь с Галлинари и Костой.
– Раз упомянули о травме, то расскажите о том, как поживает поврежденное колено?
– Уже не болит, но слабость чувствуется. Иногда дает о себе знать голеностоп, который иногда побаливает, особенно по утрам. Но втягивающие тренировки я уже начал. Послезавтра я улетаю на серьезные тренировки, там еще раз меня проверят доктора и будут продолжать реабилитацию.
– Заканчивая тему центровых, что скажете о завершении карьеры Шакилом О’Нилом?
– Для меня это новостью не стало. Я знал, что это последний для него сезон в НБА. Мне против него удалось поиграть. Считаю, что мне повезло противостоять столь великому, в прямом и переносном значении слова, человеку.
– Алексей Белозеров из Москвы просит вас рассказать о денверских болельщиках. Какие ощущения от поддержки во время матчей?
– Многое зависит от соперника. Когда приезжает "Майами", "Сан-Антонио" или "Лос-Анджелес", то ажиотаж неимоверный. Все орут, кричат, ничего не слышно. Если приезжает не такая сильная команда, то обстановка на трибунах немного иная. Но все равно людей всегда много: во время матча все ходят, едят поп-кон, пьют пиво. В общем, отдыхают. Хотя мою жену очень раздражает, когда она смотрит игру, а вокруг нее постоянно кто-то ходит, толкает ее. Это мешает.
– Андрей Мильцов спрашивает, чем запомнился вам Нью-Йорк?
– Каждый, кто был в Нью-Йорке, запомнит его на всю жизнь. Удивительный город. Когда подлетаешь к нему на самолете, зрелище незабываемое. Брат и родители у меня просто в восторге от города, который поражает своей архитектурой. Кроме того, там я сходил на авианосец. Была очень интересная экскурсия. Был еще вариант на подводную лодку, но от него я благоразумно отказался (смеется).
– Перейдем к личным вопросам. Как потратили первые заработанные спортом деньги?
– Не буду рассказывать как, но я заработал сто рублей. С этими деньгами я пришел в школу, купил кофе и пошел на урок. Напиток предназначался учителю. Сделал это не для того, чтобы подмазаться, а потому что был приколистом в школе. И когда начал зарабатывать по сто рублей, то ради смеха покупал учителям кофе.
– На ваших оценках это сказывалось?
– Нет, оценки мне никто не завышал. В противном случае я бы был отличником.
–Где храните шапку с надписью "МОЗГ" от химкинских болельщиков?
– Все мои памятные вещи хранят мои родители. Мячи, вымпела, медали и прочее, в том числе и эта шапка, хранятся в доме родителей. Сейчас отец под это дело собирается выделить целую стену, чтобы гостям было проще знакомиться с коллекцией.
– Любимая команда из тех, в которых удалось поиграть. И почему?
– Это "Химки". Когда я прилетаю в Москву, то первым делом еду в Химки. Если стоит вопрос о том, где жить, то это Химки. Мне нравится этот город и команда, которая его представляет. Кстати, хочу поздравить ребят с выходом в финал ПБЛ. Они красавчики!
– Какой можете дать прогноз на исход финальной серии?
– Предпочитаю прогнозы не делать. Один раз я уже дал прогноз на финал НБА. В итоге почти во всех случаях попал мимо. Хочу только пожелать удачи ребятам в матчах с ЦСКА.
– Несмотря на это, все-таки хочется узнать, как мы выступим на Олимпиаде в Лондоне, куда, разумеется, еще необходимо отобраться?
– Давайте не будем загадывать так далеко. Правильно сказали, что еще надо отобраться. Этот чемпионат Европы будет одним из самых интересных, если не самым интересным. Приедет много сильных команд: Греция, Литва, Сербия, Испания. Хочется верить, что подтянется Италия.
– Не удивляет, что последний чемпионат мира многие звезды НБА проигнорировали, а чемпионат Европы собираются посетить?
– Я бы не сказал, что проигнорировали. Просто многие игроки в силу различных обстоятельств не смогли помочь своим сборным. Тот же Нене не играл за сборную Бразилии по той причине, что получил травму. Поэтому не думаю, что кто-то намеренно проигнорировал чемпионат мира. Хотя если к чемпионату Европы добавить такие команды как Бразилия, Аргентина и США, то фактически мы и получим чемпионат мира.
– Решение Дэвида Блатта остаться в сборной России верное? Вам, конечно, сложно отвечать на этот вопрос, но все же.
– Мне кажется, что это поможет команде. Этот специалист не один год работал над созданием сборной, которая сейчас очень молодая. Он знает всех ребят, знает с кем и как работать. Это не новый тренер, которому только предстояло бы со всеми познакомиться. А на то, чтобы понять, что происходит в команде, нужен минимум один год.
– Насколько вам приятна новость о том, что в Евробаскете примет участие Андрей Кириленко. Быть может, в своем последнем разговоре вы обсуждали эту тему?
– Мне сложно говорить исключительно за себя. Для команды это огромный плюс и большая помощь.