Наталья Иванова-Гладильщикова, специально для РИА Новости.
Ежегодный прирост сирот и социальных беспризорников в России составляет 70 тысяч детей в год. Некоторые уже предлагают создать "детский фронт" для защиты детей. Может, и пора: страну уже называют Россиротпромом. Несмотря на то, что с высоких трибун много говорится о том, что дети – "наше все", что это будущее страны, на государственном уровне не думают о самом важном – качестве детской жизни, подчеркивалось на слушаниях в Общественной палате РФ "Качество жизни детей как инструмент развития общества". Как изменить ситуацию?
Больше разводов – больше болезней
Семья не может быть счастливой, если страдает общество. А раз общество страдает, значит, семья разваливается. Все это отражается на детях. К таким выводам пришел доктор медицинских наук Игорь Гундаров, руководитель Центра мониторинга благополучия регионов России АТиСО и руководитель лаборатории НИИ общественного здоровья академии имени Сеченова. По данным мониторинга удалось установить, что болезни детей напрямую зависят от количества разводов в том или ином регионе страны.
Чем часто болеют дети до 15 лет? Кроме основных 59 процентов ОРЗ, это болезни кожи и пищеварительные инфекции. Примерно такая же картина и для подростков 15-17 лет.
Так вот, в тех регионах, где традиционно более крепкие семьи (это, например, Северный Кавказ) в три раза реже встречается атопический дерматит. Чем ближе к Северу России, Приморскому краю, тем больше разводов, и больше этого заболевания. И даже болезни кожи, развивающиеся после ожогов и укусов, зависят от количества разводов в том или ином регионе. Дело в том, что реакция на них тоже связана с психическим и психологическим состоянием ребенка.
Разводы – отражение общей ситуации: семья не может быть счастливой, если страдает общество (а значит, рикошетом, и члены семьи). В итоге детское здоровье зависит от качества жизни, качество жизни – от атмосферы в стране. А атмосфера – от мироустройства в ней. "Хорошее ли у нас мироустройство?", – задает риторический вопрос Игорь Гундаров.
Нужно поддерживать крупный бизнес
Есть проблемы глобальные, а есть конкретные. Например, государство как будто и поддерживает бизнес, обслуживающий нужды детей, но делается это неправильно.
По словам Вероники Волковой из Новосибирской компании "Чистая вода", государство хоть и вкладывает деньги в эту сферу, но контроля над тем, какой продукт получат дети, нет. Не выработана и система приоритетов: никто не отслеживает, что нужнее обществу – игрушки или, например, детское питание для грудничков. А потому пора инициировать создание экспертных групп в регионах.
Кроме того, государство делает неправильную ставку на поддержку малого бизнеса в производстве детских товаров и услуг. Дело в том, что малый бизнес не в состоянии обеспечить стандарты качества и гигиенические нормы, которые могли бы предоставить предприятия среднего и крупного бизнеса.
Поэтому, по словам Александра Ольшевского, представляющего Агентство взаимодействия бизнеса и власти, 80 процентов таких предприятий, например, Сибири и Дальнего Востока (в основном это – малый бизнес), не заинтересовано "светиться". Их могут закрыть из-за несоответствия стандартам.
Но ведь следствием несоответствия стандартам, скажем, в пищевой отрасли становятся смерти и заболевания детей. И потому активная поддержка малого бизнеса в этой области – тупиковый путь: они не в состоянии соответствовать необходимым требованиям. И с них нельзя спросить (предприятия быстро исчезают). Стратегический путь – стимулировать средний и крупный бизнес к производству для детей.
В Сибири и на Дальнем Востоке создается межрегиональный союз производителей товаров и услуг для детей. Смысл его в том, что решено: господдержка должна быть строго адресной, Союз будет рекомендовать, кому помочь, а кому – нет.
Директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания Яков Новоселов, занимающийся программой "здоровое питание – здоровье общества", считает, что, если говорить о питании детей, то сегодня государство контролирует лишь безопасность производимых продуктов. Оно не занимается оценкой их полезности, что так важно для детей. "В колбасу можно положить 80 процентов мяса, а можно – 20, и она будет считаться одинаково безопасной. Но отнюдь не полезной".
Чтобы избежать таких вещей, нужно, помимо ужесточения правил оценки продуктов, поддерживать отечественных производителей. Кстати, во всех развитых странах (кроме нас) есть собственные системы стимулирования внутреннего продукта. Может, и продукты у нас были бы не только безопасными, но и полезными. У нас же показатель полезности не входит в перечень норм безопасности.
Та же ситуация с безопасностью игрушек. На рынке детских товаров лидируют китайские игрушки. Производство любых отечественных не может конкурировать с ними по себестоимости. Наши значительно дороже. Но опять же, кажется, государство этим не озабочено.
Что предлагает Общественная палата
Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки, участники Общественных слушаний предложили: вернуть производителям товаров и услуг старую систему социального налогообложения, действовавшую до 2011 года; ограничить предельную наценку на детские товары в торговых сетях планкой в 10 процентов; региональным властям отдавать предпочтение местным производителям детского питания для исполнения госзаказов по обеспечению питанием в детских садах, школах и больницах; предоставлять преимущественное право выкупа арендуемых производственных площадей производителям детских товаров без конкурсов и ограничения объемов площадей; сформировать портрет целевого получателя господдержки, чтобы она осуществлялась действительно эффективно, и многое другое.
Все это нужно для того, чтобы забота о детях перестала быть пустой фразой. Пока же проблемой детства в целом никто не занимается. А потому – растет социальная запущенность семей и беспризорность. Как следствие – наркомания и алкоголизм.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции