Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Величина страховых взносов на будущий год – по-прежнему уравнение со многими неизвестными. На совещании у президента Дмитрия Медведева 8 июня чиновникам так и не удалось договориться о ставке отчислений в пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. Хорошо уже то, что, как сообщил помощник президента Аркадий Дворкович, число вариантов реформирования сужено до двух.
Окончательное решение должно быть принято через две недели.
Два рассматриваемых варианта изменения ставок страховых взносов для бизнеса, по словам помощника президента Аркадия Дворковича, предусматривают снижение взносов для малого и среднего бизнеса.
Первый вариант предполагает сохранение ставки 34% только для крупного бизнеса. Для малого производственного и социального бизнеса, который сейчас платит 26%, и среднего бизнеса, который платит 34%, предусмотрено снижение, рассказал Дворкович. Ставка для среднего бизнеса будет снижена до "уровня близкого к 26%", а для малого производственного и социального бизнеса – до 16-20%.
"Второй вариант – это снижение ставки до 30%. В этом варианте ставка для малого производственного и социального бизнеса также снижается с 26% до более низкого уровня", – сказал помощник главы государства. По его словам, второй вариант предусматривает снижение для малого производственного и социального бизнеса также до 16-20%, в то время как средний бизнес будет платить ставку 30%.
Компенсация выпадающих доходов от снижения страховых взносов может быть произведена частично за счет средств Фонда национального благосостояния, а также, возможно, за счет обложения страховыми взносами зарплат свыше порогового значения (в 2011 году – 463 тысячи рублей) по более низкой ставке и за счет повышения налога на прибыль, заявил Аркадий Дворкович.
В ближайшие две недели чиновникам придется досконально просчитать экономический эффект и последствия для бюджета от проводимой реформы.
Долгие споры
Кабинет министров еще 1 июня должен был представить Дмитрию Медведеву согласованный вариант снижения страховых взносов с 1 января 2012 года. Такую задачу поставил глава государства чиновникам, выступая 30 марта на заседании комиссии по модернизации в Магнитогорске. Он отметил, что "ставка взносов на уровне 34% может оказаться непосильной для многих видов деятельности".
На заседании президиума правительства 4 апреля премьер-министр Владимир Путин поручил министру финансов Алексею Кудрину "предоставить конкретные механизмы и параметры снижения страховых взносов с 1 января 2012 года". "Очевидно, что фискальное бремя нужно снижать. У предприятий, бизнеса должно оставаться больше ресурсов для развития", – сказал тогда Владимир Путин.
Единый соцналог (ЕСН) был заменен страховыми взносами 1 января 2010 году. Работодатели отчисляли за каждого работника 26% от фонда оплаты труда до тех пор, пока заработок работника не достигнет 415 тысяч рублей с начала года. После этого размер взноса составлял 0%. Регрессивная шкала, действовавшая при ЕСН, была отменена. С 1 января 2011 года отчисления во внебюджетные фонды увеличились до 34%. Работодатели должны отчислять взносы за каждого работника, пока его зарплата в течение года нарастающим итогом не достигнет 463 тысяч рублей.
Малых предприятий станет больше?
Больше всего от увеличения ставки взносов пострадали малые предприятия.
Малый бизнес, который пользовался упрощенной системой налогообложения, ЕСН (из которого делались отчисления в пенсионный фонд и фонды медстраха и соцстраха) не платил, а только отчислял 14% с зарплаты работников в пенсионный фонд. Рост отчислений почти в 2,5 раза стал ударом для малых предприятий.
Чиновники рассматривали возможность снизить ставку для них хотя бы до 26%. Правда, выборочное снижение ставки взносов может создать ряд проблем. К примеру: если сумма отчислений малых предприятий в фонды медстраха, соцстраха и пенсионного страхования будет ниже, чем у крупных компаний, значит ли это, что сотрудники малых фирм будут получать меньше денег при оплате больничных листов и выплате пенсии? Если же такие выплаты не будут различаться, то кто оплатит разницу? Ведь суммы страховых отчислений у работников малых предприятий будут меньше.
Кроме того, льгота для малого бизнеса может стать серьезным стимулом для крупных предприятий искусственно дробиться на более мелкие.
Если предоставлять льготу малым предприятиям отдельных отраслей (например, производственным, но не торговым – такие предложения тоже звучали), то торговый бизнес может начать делиться на более мелкие сегменты. К примеру, торговые фирмы будут разделены на две конторы. В торговой фирме будет числиться директор с печатью и маленькой зарплатой и, соответственно, небольшими страховыми отчислениями. В другой конторе – неторговой, для которой обсуждаемая льгота будет действовать, персонал, скорее всего, будет работать по договору подряда или услуги, оказывать консультационные услуги первой фирме, вести ее бухгалтерию и кадровое дело, оказывать IT услуги… А за работников, нанятых по такому нетрудовому договору, взносы вообще не платятся.
Правда, 23 мая на встрече с Алексеем Кудриным, Дмитрий Медведев подчеркнул, что "изменение общей ставки должно распространяться на всех, а не на отдельных плательщиков". "Косметических изменений не нужно", – сказал глава государства. Обозначил президент и примерный размер ставки взносов: их величина "должна быть сопоставима с той, которая была на момент изменений".
По подсчетам помощника президента Аркадия Дворковича, возврат к прежней величине платежей позволит бизнесу сэкономить 700-800 млрд рублей.
Кто заплатит за реформу
Чиновники, предприниматели и экспертное сообщество предлагали различные варианты снижения страховых взносов. К примеру, Минфин в апреле предлагал снизить ставку платежа до 26-28%, но увеличить при этом налоговую базу. То есть взимать эту сумму замминистра финансов Сергей Шаталов предлагал с зарплаты не в 463 тыс руб., а с 1,5 – 2 млн рублей. Доход сверх этого лимита Минфин предлагал обложить социальными взносами в 3-5%.
Такой вариант реформы привел бы к уменьшению фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, и, как говорил Шаталов, позволил бы обойтись без дополнительного увеличения каких-либо других налогов для компенсации дефицита внебюджетных фондов.
Предложения ведомства Алексея Кудрина наименее выгодны, прежде всего, высокооплачиваемым специалистам: большая часть их дохода – суммы свыше 38,6 тысяч рублей в месяц – сейчас не попадает под обложение взносами, но потенциально может стать базой.
Предприниматели предлагали реформировать страховые взносы более радикально. "Можно снизить ставку с 34% до 26%, порог увеличить до 660 тысяч рублей или до 1,5 млн рублей. При этом мы считаем более правильным и обоснованным 660 тысяч рублей", – сообщил президент "Деловой России" Александр Галушка. Галушка пояснил, что в странах ОЭСР порог обложения социальными взносами составляет около 250% от средней заработной платы (в России в 2010 году около 21 тыс рублей). "Если наложить это на нашу ситуацию, то это 660 тысяч рублей, а все что свыше – было бы разумно обложить по ставке 5%", – подчеркнул Галушка.
Выпадающие доходы в 313 млрд рублей предприниматели предлагают компенсировать за счет увеличения акцизов на табак и алкоголь.
Более того, рост акцизов на "вредные привычки" приведет к росту поступлений в бюджет на сумму от 62 млрд до 416 млрд рублей.
Окончательно судьба ставки страховых взносов будет ясна лишь через две недели. Именно тогда чиновники представят главе государства финальные расчеты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции