Большой концертный зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского (БЗК) открыт после реконструкции. Ремонтные работы длились около года. По мнению специалистов, его легендарная акустика улучшилась.
"Акустика стала лучше. И это ожидаемо. Нам удалось в зале поднять время реверберации, то есть, постепенного затухания звука в зале. За 110 лет эксплуатации зала пол стал более податливым, более рыхлым, да и потолок тоже. И мы понимали, что после реконструкции, если все материалы останутся прежними, и будут прибиты как надо – то время реверберации должно подняться. А это и хорошо", - пояснил акустик реставрации БЗК Анатолий Лившиц.
Для точности акустические расчеты производили не только современными, компьютерными методами, но и используя специальный макет зала. Модель 1:20 заказали у краснодеревщиков еще до закрытия БЗК на реконструкцию. На макете воссозданы все элементы зала: стены, включая украшающие их портреты музыкантов, окна, сцена, места для зрителей.
"Это создано для того, чтобы "законсервировать" в физической модели, ту акустику, которая была в зале. Были сделаны измерения в ней и в зале до реставрации. И во время реставрации по этой модели мы проверяли соответствие и сохранность акустики", - рассказал Анатолий Лившиц.
На акустике положительно отразилось и то, что все инженерные системы перенесли в новые подземные корпуса. "Освободив Большой зал от этого балласта, мы, фактически, получили два дополнительных репетиционных зала в его подвале. А это – хорошие резонаторы", - отметил ректор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов.
С оглядкой на звучание подбирали и все материалы для реставрации – от штукатурки до специальной акустической индонезийской морской травы, используемой при обивке мебели.
В результате реконструкции изменилось цветовое решение зала. Раньше оно соответствовало классике, сейчас оно в стилистике неоклассики.
"Новое цветовое решение зала полностью соответствует цветовому решению, которое было в начале ХХ века. Мы также стилизовали драпировки на окнах, ковры в этом стиле. Таким образом, мы постарались создать атмосферу зала, которая была 100 лет назад", - рассказала эксперт по реставрации компании "Балтстрой" Анастасия Володина.
Изменения затронули и фойе Большого зала. Полотно Репина "Славянские художники" перевесили, а на его месте - восстановили витраж с изображением святой Цицелии – покровительницы духовной музыки. Он точно соответствует тому, что подарило консерватории Северное стекольное общество на открытие Зала в 1901 году. Во время бомбежки в 41-ом, витраж выбило взрывной волной.
"Витраж удалось восстановить, благодаря тому, что в Моспроекте сохранились обмерные чертежи всего витража и его фрагментов", - рассказала Володина.
Кроме того, реставраторы вернули к жизни уникальную шпалеру с изображением портрета Джузеппе Верди. По словам Анастасии Володиной, ее "обнаружили выброшенной сотрудники администрации зала".
По мнению реставраторов, самым трудным в работе над этим объектом, по мнению реставраторов, было соблюсти сроки. Большой Концертный зал Московской консерватории открылся меньше чем через год, после начала реставрации.