Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Почти в каждом саммите Россия-ЕС всегда есть какая-то изюминка, нечто пикантное, что оставляет на встрече особый отпечаток. Если бы такого не было, то эти встречи уже давно слились бы в одну сплошную мутную картину. По большому счету, они уже мало что дают и превратились в очень дорогостоящие дефиле или прогулки по воде на высшем уровне (на предстоящем саммите участникам предстоит большое катание по Волге).
Были саммиты с ароматом запретов (на ввоз цветов, леса или польской свинины), или саммиты с запахом пороха, как после "кавказской войны" 2008 года. Нынешний, 27-й по счету российско-европейский форум 9-10 июня в Нижнем Новгороде пройдет под знаком европейского огурца. Очень, кстати, подобает месту: Нижний и его окрестности всегда славились как раз этим овощем.
Хотя формально Евросоюз и Россия сойдутся на берегах Волги, чтобы попытаться отмерить, сколько шагов (метров или километров) им еще надо сделать до безвизовых отношений, а также до вступления России в ВТО и заключения нового договора о партнерстве и сотрудничестве.
Среди необычного, что "подадут" на саммите, кроме неофициального обсуждения российской "огуречной" и "овощной блокады" ЕС, обещает быть тема русского языка в Европе. Президент Медведев обещал поднять вопрос о русском и русских школах в Старом свете. По российским данным, число соотечественников, живущих в ЕС, составляет 6% европейского населения, и им нужны русские школы. Так что в целом нижегородскому разговору России с Европой есть чем выделиться.
А сверх того ожидается еще принятие некоего общего коммюнике по отношению к созданию палестинского государства и ближневосточному урегулированию. И Россия и ЕС выступают и за то, и за другое. Но тут удивительного мало. Брюссель и Москва всегда относились гораздо ровнее и с гораздо большими симпатиями к палестинцам и их бедам, чем США.
Во всем остальном должна помочь запланированная большая прогулка по Волге, потому что от многих упомянутых в "меню" вопросов ни Россия, ни ЕС большого удовольствия не получат. Их готовят уже давно для каждого саммита, но все не могут "доварить" до конца.
Об огурцах, ВТО и "грузинской проблеме"
Буквально накануне саммита Москва и Брюссель немного попикировались по делам торговли и огурцам. Посол ЕС в Москве Фернандо Валенсуэла объявил, что табу на европейский овощ - это некрасиво и противоречит духу ВТО. А Россия, которая без пяти минут уже в ВТО, могла бы добровольно начать соблюдать принципы организации.
Слова российского премьера Владимира Путина о том, что Россия не будет "травить людей" в угоду какому-то духу ВТО, не заставили себя ждать и были замечены в Европе.
ЕС экспортирует в РФ 11% всех своих томатов и 5% всех огурцов.
Но "без пяти минут в ВТО" и совсем в ВТО - две разные вещи. Несмотря на то, что уже обговорены все общие принципы вступления Москвы в ВТО и даже подписано соглашение с ЕС о поддержке российского членства, это всего лишь документ об общих принципах.
У ЕС еще есть кое-какие вопросы к Москве, касающиеся протекционизма в отдельных отраслях. Не все они сняты. Так что прогнозы о вступлении разные. Одни считают, что Россия может вступить уже к концу года. Другие - что это произойдет, в лучшем случае, не раньше 2012 года.
И пока никто не уверен, как решать "грузинскую проблему". Грузия подписала согласие на прием России, но из-за конфликта 2008 года отозвала свою подпись. А для приема нового члена нужен консенсус всех 153 участников. Слухи о том, что Грузия вроде бы сняла в начале июня все свои возражения по настоянию США, пока остаются всего лишь слухами, грузинскими властями не подтверждаемыми.
Россия уже и так добровольно выполняла принципы ВТО, но до билета в организацию не добралась. Сомнительно, чтобы на нижегородском саммите этот вопрос был урегулирован окончательно.
Безвизовость - из области фантастики?
С безвизовым пространством от Владивостока до Лиссабона дела тоже обстоят не так хорошо, как хотелось бы России. "Безвизового понимания" с Европой мы добиваемся с 2002 года, когда тогдашний президент Владимир Путин впервые предложил ЕС рассмотреть такую перспективу. С тех пор переговоры и разговоры идут регулярно и так же регулярно делаются прогнозы о том, что вот-вот "оковы тяжкие падут". Этот режим или начало перехода к нему прочили в 2006, в 2008, в 2010.
Но не похоже, что он наступит и в 2012 или 2015 и даже в 2020 году. Европейцы из наиболее влиятельных и серьезных, типа французского президента Николя Саркози и канцлера Германии Ангелы Меркель, говорят, что на это уйдут многие годы. Саркози считает, что понадобится лет 10-15. А без Франции и Германии никто безвизовость в ЕС не утвердит. Самые горячие оптимисты утверждают, что на это уйдет еще минимум три года. Но это уж совсем из области фантастики.
Россия к безвизовости готова и до сих пор опрометчиво думала, что ЕС должен ответить ей взаимностью. Но не отвечает. И главная проблема здесь сейчас даже не в сопротивлении бывших "советских членов" - Прибалтики. Оно сегодня уже гораздо слабее, чем было еще лет пять назад. Им, может, такая безвизовость и на руку: упростит торговлю, обмены и пр.
Главное, что при общей тенденции к наращиванию незаконной иммиграции Европа не будет открывать дверь еще и для России с ее пористыми южными границами, кавказскими проблемами, преступностью и коррупцией. Европейцы, вообще-то, в следующем году собираются несколько подкорректировать собственный внутренний безграничный режим и внести поправки в соглашение о свободной Шенгенской зоне.
Нам, по большому счету, с европейцами и безвизовость-то нужна разная. России - для туристических обменов и краткосрочных поездок. Европу туризм интересует менее всего: в России очень мало что приспособлено для придирчивого европейского туриста, разве что под его экстремальные нужды.
ЕС визовые послабления нужны больше для бизнесменов, для долгосрочных командировок. Но при этом ЕС хотелось бы, чтобы Россия еще и выровняла свое внутренние законодательство до европейского уровня и подстригла бы чудовищную бюрократическую волокиту и коррупцию. Без этого никакого особого стимула снимать визовые барьеры и нет.
Целый блок европейцев, кроме того, считает, что если уж давать безвизовые привилегии, то не одной России, а сразу и России, и Украине, и Молдавии, и Грузии, и Белоруссии. И все обещания безвизовости остаются тем, чем они являются: не более чем обещаниями.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции