Собравшиеся - по-летнему на веранде ресторана в центре Москвы - гости ожидали появления Олега Павловича Табакова, последнего гостя сезона литературных вечеров Dewar's. Приглашенные чтецы, которыми до Табакова уже побывали Сергей Юрский, Михаил Жванецкий, Владимир Познер и Михаил Ефремов, по традиции выступают с вступительными монологами, переходя к чтению книг и декламации стихов.
Олег Павлович же начал с рассказа о своем детстве. Как беззаботная жизнь в Саратове внезапно перестала быть такой с началом войны. Отца забрали на фронт, а маленький Олег остался с мамой, бабушкой и сводными братом и сестрой. Из голодного Саратова мать увезла детей в город Эльтон, откуда пришлось вернуться после сообщения о смерти любимой бабушки. Это событие Олег Павлович вспоминал как первое испытание актерского мастерства. Несмотря на то, что потеря любимого человека потрясла юного Табакова, он так и не смог тогда заплакать.
"Это в кино глицериновые слезы. Театр – очень честное занятие, честнее только цирк", - сказал позднее на вечере Табаков, вспоминая, как играла спектакли актриса Нина Дорошина. "Нинку было не остановить!" В рассказах Олега Павловича известные актеры – Нина Дорошина, Галина Волчек, Евгений Евстегнеев – всегда просто Нинка, Волчок, Женька. А театр для актера Табакова – путь от театрального кружка в Саратове, куда он попал почти случайно (не хватало мальчиков), до основания театра "Современник" вместе Олегом Ефремовым и МХАТа им. Чехова, где теперь он не просто худрук, но и учит мастерству учеников Школы-студии.
Из зала звучит просьба: "Олег Павлович, а расскажите о театральных розыгрышах". Табаков, ухмыляясь, говорит, что розыгрышей было много. Как пример вспомнил, что Нина Дорошина, с которой они были заняты сразу в нескольких спектаклях и соответственно играли несколько разных персонажей, как-то в одной сцене назвала табаковского героя вместо Толи Славой. "Я Толя", - Табаков изобразил, как, прикрывая рот ладонью, шепотом подсказывал партнерше. И продолжил: "Слеза скатилась по левой щеке Нины и она, не дрогнув, произнесла "Толик".
Немало таких историй случается и сейчас, и иногда гораздо интереснее реакция публики. Олег Павлович рассказывал, как в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро", который идет сейчас на сцене МХТ, Фигаро в исполнении Сергея Безрукова несколько представлений подряд упорно называл свою возлюбленную Сюзанну графиней. В зале ресторана повисла тишина… Табаков, оценив ситуацию, нашел еще одну историю – на этот раз про зрителей на спектакле "Чайка", который также играют в театре им. Чехова. "Иногда понимаешь, что зрители не просто не читали пьесу, но даже не знают, о чем она". На одном из спектаклей после первого действия в зале решили, что это конец, начали кричать "Браво!" и собираться на выход. "Пришлось провести разъяснительную работу". А вообще, по мнению Табакова, если и совершаешь на сцене ошибку, то главное сохранять невозмутимость. Как показывает практика, в зале промах актера могут и не заметить.
От личных историй Олег Павлович перешел к любимым стихам, которые приготовил для чтения собравшимся. Начал со стихотворения Бродского "На смерть Жукова", напомнив, что недавно в Москве открыли памятник писателю. За этим последовали еще одно военное - "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" Константна Симонова. В числе любимых поэтических произведений у Табакова оказались и "Лошади в океане" Бориса Слуцкого, и "Зимняя ночь", больше известная по строкам "Свеча горела на столе", Бориса Пастернака. Пастернака Олега Павлович назвал в числе любимых авторов, наряду с Булгаковым и Чеховым. "Ну и как же без Пушкина", - заявил актер и прочитал одно из стихотворений поэта, заканчивающееся словами: "По прихоти своей скитаться здесь и там,/ Дивясь божественным природы красотам,/ И пред созданьями искусств и вдохновенья/ Трепеща радостно в восторгах умиленья./ - Вот счастье! вот права..." Немного задумавшись, Табаков заявил, что то, о чем говорит в этих строках Пушкин, похоже на атмосферу, царящую на чтениях Dewar's.
Вечер с Табаковым длился почти два часа, которые актер, к слову, провел, стоя перед публикой, даже не подумав опуститься в специально поставленное кресло. В завершение Олег Павлович сказал, что надеется на продолжение литературных чтений Dewar's, и обещал, что через год приведет своих учеников, которыми мэтр искренне восхищен. К этому тут же вспомнил фразу из спектакля "Царь Федор Иоаннович", с которого началась история МХАТа Станиславского и Немировича-Данченко: "Бояре, на это дело крепко надеюсь я...".
"Вот и я надеюсь", - завершил вечер Олег Павлович.
Наталия Григорьева